Одетые в броню

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Молот, Боксер, Бунтарь, Нота


Молот, Боксер, Бунтарь, Нота

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Объект 477А

http://forumimage.ru/uploads/20160529/14645228274849417.jpg

2

Изображение в оригинальном разрешении

https://s32.postimg.org/3y3mu835f/477_46.jpg

3

Секретный "Бунтарь"

Перспективные танки СССР всегда были большим секретом. Однако время идет, и завеса тайны потихоньку приподымается. Так, благодаря бардаку, царящему на Украине, в Сеть все чаще прорываются фото секретных мертворожденных монстров «Объект 477» и его вариаций, известных по наименованиям ОКР: «Боксер», «Молот», «Нота».

А вот сегодня представлю фото опытного образца предтечи 477-й машины – танк «Объект 490А», создававшийся в рамках темы «Бунтарь». В отличие от 477-го, 490-й как не трудно заметить, был более красивой, элегантной машиной.

Возможно оттого, что был вооружен пушкой классического для советских танков 2-го и 3-го поколений калибра 125мм.

Сейчас некоторые фанаты продукции ХКБМ им А.А.Морозова пытаются уверить, что российские (нижнетагильские) танки «Объект 195» и «Объект 148» просто копируют компоновку 490-го и 477-й машин. Это, конечно же, кроме приступа смеха не может вызвать ничего. У этих машин компоновка отличается радикально! Так, российские машины имеют не просто «вынесенную» пушку, а полноценный необитаемый боевой модуль. Украинские – только т.н. «низкопрофильную» башню. В которой по-прежнему размещались по 2 члена экипажа. Это решение приводило к необходимости резко усиливать защиту башни. Таким образом, экономии веса, который мог быть направлен на защиту обитаемого отделения в корпусе (как на российских машинах) не наблюдалось. Вместо этого, вынесенная пушка, лишенная бронезащиты оказывалась крайне уязвимой.

В общем, «объект 490А» - не смотря на свою прелесть, оказался всего лишь еще одним неудачным проектом по созданию в СССР «танка будущего».
В настоящее время ряд опытных и экспериментальных образцов этой машины до сих пор ржавеют под Харьковым, дожидаясь перепродажи американцам для исследований или русским нуворишам в частные музеи и коллекции.
http://gurkhan.blogspot.nl/2017/11/blog-post_20.html
https://pp.userapi.com/c841433/v841433122/3a668/xkDGDYYos3k.jpg

4

https://pp.userapi.com/c639428/v639428935/68c30/LgN3bSsfNSw.jpg

5

Объект 477 - Молот.

https://pp.userapi.com/c840223/v840223384/4e722/adKG8tyOfAU.jpg

6

Один из ходовых макетов "Молота". Останки машины хранятся в ВНИИ Техмаш

https://pp.userapi.com/c639731/v639731794/5db0e/9U_d6iDKoTc.jpg
https://pp.userapi.com/c621509/v621509794/3e811/YpPk2Q7mniU.jpg
https://pp.userapi.com/c841621/v841621794/41116/UH6tUvrtCJs.jpg

7

Танк-загадка "Молот" - несостоявшаяся революция 90-х годов

В 80-е годы в СССР назревала революция в танкостроении - харьковские конструкторы приступили к разработке боевой машины нового поколения. Проанализировав различные варианты компоновок, в том числе после прогонки математических моделей на ЭВМ, создатели танков пришли к выводу, что наиболее перспективной является схема с вынесенным вооружением.

Считалось, что у такого танка, если сравнивать его с боевой машиной обычной компоновки, резко возрастет защищенность, так как сэкономленные тонны пойдут на усиление брони.

Стоит отметить, что перспективность такой компоновки была признана еще в конце 50-х годов, специалистами ВНИИ-100. Правда, в те годы танк с необитаемой башней так и не был создан, сказалось отставание промышленности в плане изготовления современных средств наблюдения и прицеливания.

Следующий подход к этой теме, которую предприняли в Харькове, начав создавать Объект-450, также закончился ничем. Причина все та же - не была еще создана подходящая система управления огнем.

Новому танку, в разное время носившему обозначения "Бунтарь", "Боксер" и "Молот" не повезло, его создание пришлось на эпоху коренного слома политико-экономической системы, что позже и поставило крест на грандиозном замысле совершить танковую революцию.

В самом начале конструкторы решали, сколько человек должно быть в танке: два или три. Но несмотря на то, что прорабатывались варианты танков на два человека, было принято решение, что командир машины не будет выполнять функции еще и наводчика-оператора.

Разработчики определили, что механик-водитель займет место в передней части корпуса, в левой его части. А остальные члены экипажа - в корпусе, под башней с мощной 152-мм пушкой.

Для отработки конструкции было создано большое количество ходовых макетов, среди них был, например, образец, созданный на базе Т-80У, производство которого ранее намечалось развернуть в Харькове. Принадлежность к "восьмидесятке" можно было определить по каткам, гусеничным лентам, расположенному в корме коробу с выпускными жалюзи, а также характерному свисту турбины.

Правда, на настоящем танке в целях экономии веса объекта было принято решение вернуться к шасси танка Т-64, к его не обрезиненным каткам малого диаметра. Правда, теперь с каждого борта было уже по 7 опорных катков.

Выбирали, какую гусеничную ленту поставить, одно время танк катался даже на тех гусеницах, что были у нижнетальского Т-72.

В конце концов, боевую машину обули в традиционные "шестьдесятчетверочные" ленты.

Уже упоминалось, что харьковскую новинку планировалось вооружить 152-мм орудием. Снаряд, выпущенный из этой мощной пушки, не давал никаких шансов уцелеть не только современным западным машинам, таким как "Леопард-2" и "М-1", но и перспективным танкам.

На "Молоте" впервые среди отечественных машин должны были установить танковую информационную управляющую систему и бортовой компьютер. И, теоретически, советский танк в вопросах командной управляемости должен был соответствовать лучшим мировым стандартам.

На танке должен был быть панорамный прицел, обладавший семью (!) каналами, в том числе тепловизионным, телевизионным и радиолокационным. Выявленные на поле боя цели сопровождались специальным автоматизированным устройством.

По словам людей, принимавших участие в разработке СУО, многие компоненты прицелов были очень сырыми и требовали значительной доработки.

Все упиралось, конечно, в отставание нашей электронной промышленности. Эта болезнь существенно усложняла работу конструкторов системы управления огнем.

Много проблем было также с автоматом заряжания. На его доработку требовались годы работы и существенные финансовые затраты.

На танк планировалось установить 1500-сильный двухтактный двигатель. Но его не было, и поэтому в моторно-трансмиссионном отделении (крыша которого, кстати, имела защиту от высокоточных боеприпасов, наводимых на тепло) был установлен 6ТД-2 в 1200 л.с.

Машину доводили долго и мучительно, ценой огромных финансовых затрат. Распад Советского Союза серьезно осложнил работу харьковчан, а потом она и вовсе прекратилась.

Поскольку полной официальной информации об этой боевой машине нет, то "Боксер-Молот" продолжает оставаться настоящим танком-загадкой, о котором до сих пор идут неутихающие споры, плодятся бесконечные мифы и легенды.
http://vestnik-rm.ru/news-4-902.htm
https://sun9-4.userapi.com/c840532/v840532467/cdf4/Gob435pSCHQ.jpg

8

Еще один Молот
Какой-то новогодний праздник, поляки слили данное фото на своем форуме.
https://andrei-bt.livejournal.com/658301.html
https://pp.userapi.com/c639327/v639327739/626b9/KJhkt_WWSmY.jpg

9

Молот, вид сверху. Изображение с форуму Отвага2004 

https://pp.userapi.com/c840323/v840323091/45762/pB1kpjoiX3o.jpg

10

Украинцы продали КНР секреты 57-тонного супертанка "Молот"

В Сети появилась очередная серия изображений харьковского танка Объект 477 "Молот", который до сих пор является одной из самых секретных советских разработок.

По мнению некоторых специалистов, фотографии сканированы из специального технического описания, которое, вероятно, было издано в очень ограниченном количестве в период проведения испытаний.

Несмотря на то, что "Молоту" уже немало лет, подробности его конструкции официально не обнародованы. Однако считается, что даже сейчас этот танк превосходит лучшие зарубежные образцы по таким характеристикам как броневая защита и огневая мощь (57-тонный танк был вооружен 152-мм пушкой).

Поэтому особую пикантность этой истории придает тот факт, что впервые эти рисунки появились на одном из китайских форумов. Вполне возможно, что часть документации по этой уникальной машине кто-то из украинцев продал в КНР. А там, как известно, сейчас активно работают над бронетехникой нового поколения.

В этом нет ничего удивительного, Украину уже не раз сотрясали шпионские скандалы, связанные с продажей в Поднебесную военных технологий. Свежий пример - уголовное дело по передаче секретных данных по только создаваемому ракетному комплексу "Гром-2".
http://vestnik-rm.ru/news-4-22627.htm

11

Объект 477, 477А и 477А1. Часть 1. Перевод с польского.

Работа над Объектом 477 Боксер началась в конце 1984 года, а макет нового танка появился в конечном итоге в 1985 году. Создано несколько тестовых систем машины, а первый прототип был собран в 1987 году, а еще два - до конца 1988. В этом году (20 июля), были представлены прототипа Боксера ЦК КПСС СССР на закрытом показе. Новый танк создавался с мыслью об обеспечении превосходства в области огневой мощи и защиты в отношении уже существующих машин.

Конструктивная система нового транспортного средства был следующая – с левой стороны передней части корпуса свой пост занимал водитель, справа находится топливный бак. За ними располагается отсек низкопрофильной башни, где свои места имели командир (справа) и наводчик слева и немного сзади, и между ними находился склад боеприпасов первой линии вместе с АЗ. Между отсеком башни и двигателем находился главный склад боеприпасов. Двигатель вместе с системой передачи был расположен сзади.

Защита нового танка была впечатляющая. Лоб корпуса имел броню толщиной 1000 мм, дополнительно защищенную ВДЗ. Так же, как и в других конструкциях, разработанных в КБ Морозова – броня композитная, в которой слои керамики разделяются слоями стали различной толщины и жесткости. Подобного рода решения, примененные на объекте 477, обеспечивали защиту от кумулятивных снарядов практически равную толщине бронепакета, а против БОПС – равную почти 90% толщины брони. Это означало, что уже сама броня лба корпуса 477-го могла обеспечить приведённую защиту порядка 1000 мм RHA от КС и 900 мм от БОПС. Размещение поверх основной брони ДЗ позволяло еще более увеличить уровень защиты танка.

Для харьковских конструкторов не менее важным было обеспечение перекрытия транспортного средства от последствий воздействия оружия, атакующего сверху, и особенно артиллерийских кассетных боеприпасов. Поэтому перекрытия корпуса и башни имели толщину более 240 мм из трёхслойной стали, разделенной двумя толстыми слоями керамического наполнения. Люки экипажа были схожей толщины, и из-за своей массы обладали гидроприводами. Перекрытие люков (как и башни) должны защищать блоки противокумулятивной ДЗ. Не менее впечатляющим была защита бортов корпуса. До боевого отделения шла композитная броня толщиной 200мм в порядке (от внешнего борта корпуса): 40 мм сталь, 50 мм керамика, 20 мм сталь, 50 мм керамики и снова 40мм стали. Внешние тяжелые экраны имели толщину около 70 мм, и в них снова ДЗ. Для углов +/- 20 градусов от продольной оси корпуса суммарная толщина брони была равна Т-80У. Но дальше броня была другой. Основной корпус был только 40 мм толщиной, но усиливали его внешне модули брони ( с отступом на гусеницу и элементы подвески) толщиной 140мм. Остаток длины фюзеляжа защищала плита толщиной 40мм. Тяжелый экран защитил борта до башни.

Объект 477 оснащен был также в двумя блоками дымовых гранатомётов. На стороне командира и наводки их было шесть. Они могли работать с КОЭП, который имел бы ряд оптоэлектронных датчиков обнаружения лазерного облучения и радарную станцию. В конечном счете, Боксер имел и КАЗ. В серию пустили бы, наверное, один из трех наборов готовых для производства на рубеже 80-х и 90-х: Дождь (в настоящее время именуется Заслон), Арена и Дрозд-1. При этом, вероятно, был бы Дрозд-1, который планировалось реализовать на ленинградских Т-80У и, в конечном счете, на харьковских Т-80УД. Также имелась мощная система защиты от оружия массового поражения.

На фото: рисунок объекта 477 от Александра Рачкова с чертежей проекта и фото сабжа.
https://pp.userapi.com/c830409/v830409613/449a6/kuSQ6xxnqTU.jpg
https://pp.userapi.com/c830409/v830409613/449ae/5OQck8Dvfio.jpg
https://pp.userapi.com/c830409/v830409613/4497a/_C80kAzJwzU.jpg

12

Объект 477, 477А и 477А1. Часть 2. Перевод с польского.

Огневой мощью объект 477 был обязан, главным образом, пушке калибра 152 мм ЛП-81, созданной в конструкторском бюро Буревестник. Закреплена она была в цитадели башни над уровнем ее основы – которая является потолком отсека экипажа. Она должна была использовать новые типы боеприпасов, в том числе выстрелы с БОПС общей длиной почти 1350 мм, при этом картридж с сердечником имеет длину более 800 мм. Боеприпасы первой линии в количестве восьми хранились в башне между командиром и наводчиком. От экипажа карусель АЗ была частично изолирована с помощью 15-мм перегородок. Амуниция хранилась в нем в кассетах, похожих на АЗ Т-72. Верхняя кассета имела заряд, нижняя - снаряд. Зарядка происходило так же, как в семье 72-ек. Выбранная кассета поднимается вверх и устанавливается по оси пушки, а затем с помощью цепного досылателя грузятся боеприпасы. Особенность этого автомата в том, что кассеты двигались не только вверх и вниз, но и могли вращаться в уровне в целях лучшего использования пространства склада первой линии.

Запас боеприпасов первой линии пополнялся со склада, расположенного в отдельном отсеке между башней и двигателем. Делился он на два отдельных (верхний и нижний) ленточных склада боеприпасов. Верхний содержал заряды, а нижний снаряды. В общей сложности размещались в нем 32 боеприпаса калибра 152 мм. После совмещения оси склада и окна в башне, со склада второй очереди можно было автоматически заполнить кассеты в башне.

Решение это оказалось, однако, одной из самых больших бед объекта 477. Питание боеприпасами происходило в ходе работы целых трёх отдельные АЗ и трёх досылателей, к тому необходимость пополнения кассет в башне повышалась аварийность. Реально во время тестирования редко когда вся система работала правильно, хотя, по мнению харьковских инженеров можно было его еще доработать...

Вспомогательным вооружениям были пулемёт калибра 12,7 мм и 23-мм автоматической пушки (в конечном счете заменённую на 30-мм 2А42), расположенной с левой стороны башни. Ее склад боеприпасов был помещен рядом с башней и имел вид плоской ниши. Помещались в него 350 патронов 30-мм и сверху экранировали (в маршевом положении) БК в корпусе. В прототипах Боксера установлен также спаренный пулемёт 7,62-мм с запасом 2000 патронов.

Система управления огнем должен был быть новой моделью, а не клон Иртыша. Командир должен был иметь собственный панорамный прибор с тепловизионной камерой. Также наводчик должен был иметь прибор, оснащенный тепловизором и, кроме того, автоматом сопровождения цели. СУО танка должно было автоматически определять и указывать цели экипажу. Что очень важно – благодаря гидравлической системе экипаж перемещаясь вместе с башней по азимуту – сравнительно просто стало обеспечивать правильное знание ситуации экипажу. Следует также иметь в виду, что в девяностые года планировалось введение системы управления полем боя, сортировка данных из различных источников, а также предварительно экипажам, указывающих на цели и положение собственных сил. Этот тип системы планировалось ввести для вертолетов Ка-50 и штурмовиков Су-25. Проблемы с созданием новой СУО, и, прежде всего, с его тепловизорами (Временно устанавливалась Агава-2) и обменом информации между разной техникой, стали одними из причин провала программы Боксер.

477-й имел вес 53-55 тонны. Длина со стволом вперед - 10,65 м, высота по крыше башни 2,61 м, ширина – 2,13 м (0_о скорее, имелся ввиду корпус танка - А.Б.). Сзади располагалось МТО, которое с самого начала было разработано под применение двигателя семейства 6ТД, хотя в одном из прототипов устанавливали ГТД. Интересным решением была крыша МТО, под толщей которого спрятана система охлаждения. Обладала она принудительной циркуляции воздуха, что дополнительно снижало тепловую светимость машины. Боксер имел ВСУ малой мощности, установленной с правой стороны кормы. Подвеска Объекта 477 была адаптивной, хотя и основанная на системе традиционных четырнадцати торсионов и четырнадцати двойных колес. На первых двух и последних двух парах колес находятся гидравлические амортизаторы с двумя диапазонами движения. Мобильность танка оценивается лучше, чем даже у объекта 478.

Несмотря на создание трех прототипов Боксера всю программу отменили в пользу конструкций с другой аранжировкой корпуса. На то было несколько причин. Первой была невысокая надежность АЗ Боксера. Второй было решение ГРАУ об очередной замене вооружения главного – в этот раз на пушку 152 мм, но с долговечным стволом ЛП-83. Наиболее важным изменением стало решение о возможности применения выстрелов общей длиной около 1800 мм. Это должно было обеспечить долгосрочное и перспективное повышение могущества боеприпасов. Это решение она похоронило систему питания Боксера, потому что тылы не могли обеспечить поставку боеприпасов под новые требования армии. Снова необходимо было разработать другую модель.

Третьей, промежуточной, причиной был шпионский скандал в КБ им. Морозова, в результате которого в США попали фотографии прототипа и части планов объекта 477. Результатом было создание своеобразной паники среди аналитиков из США, потому что реальным оказалось появление в Союзе в середине девяностых годов нового поколения танков с мощной защитой и огневой силой. В результате этого в НАТО начали разрабатывать ПТО от новых 140-мм пушек, 120-мм БОПС и противотанковые управляемые ракеты нового поколения, умные артиллерийские боеприпасы. Из-за непроизвольного „открытия карт” было решено о разработке усовершенствованной конструкции, основанной на Боксере, и параметры которой должны были быть еще лучше. Последней причиной было падение авторитета харьковского центра танкостроения. На вершинах политической системы СССР появились силы, связанные с УВЗ. У „Вагонки” не было тогда ни одного проекта, сопоставимого с Боксером, и военные, которые во второй раз в течение четырех лет изменили требования для танка нового поколения, явно помогали этому КБ снова, давая время на разработку собственной конструкции. В результате в 1990 году по заказу ГРАУ и МО СССР параллельное создавали три танка: объект 299 из Ленинграда, новый объект 477A совместно с ЧТЗ и объект 187A от УВЗ, из которых нужно было выбрать один или два перспективных танка IV поколения.
https://pp.userapi.com/c830409/v830409510/4544e/o0_S_lNk_yM.jpg
https://pp.userapi.com/c830409/v830409510/45457/B53ChWIzFzE.jpg
https://pp.userapi.com/c830409/v830409510/4545f/GEA_tIQtKEE.jpg

13

Перспективный танк «Объект 477А1»: реальность против мечты

О закрытых и забытых проектах военной техники могут вспоминать по разным причинам. Одна из них – тоска по ушедшим временам и желание вернуть былую мощь. При этом такие воспоминания нередко походят на самые обычные мечты, оторванные от жизни. Именно так выглядят нынешние обсуждения возобновления разработки перспективного танка «Объект 477А1». От этого проекта отказались много лет назад, но до сих пор находятся желающие продолжить разработку и даже довести многообещающую машину до серии и армии.

На этот раз о достаточно старом проекте «Объект 477А1», также известном по шифру «Нота», напомнил украинский специалист по бронетехнике Сергей Згурец. Не так давно он опубликовал свои мысли о дальнейшем развитии украинской бронетанковой программы. По его мнению, завершив производство основных танков «Оплот-Т» для Таиланда, промышленность должна освоить сборку совершенно новой техники. С. Згурец предлагает выпускать для собственной армии не только машины «Оплот-М», но и перспективные образцы с повышенными характеристиками.

Украинский автор предлагает вспомнить о проекте «Объект 477А1» / «Нота», работы по которому завершились много лет назад. Он указывает, что эта машина могла стать настоящей революцией в танкостроении. Танк с высокими характеристиками предлагается перестроить в соответствии с текущими требованиями и технологическими возможностями. Так, 152-мм орудие следует заменить системой калибром 140 мм, разработанной в странах НАТО. Бортовую аппаратуру необходимо перестроить с использованием современной элементной базы.

С. Згурец утверждает, что один из построенных в прошлом ходовых макетов ОБТ «Нота» планировалось показать в прошлом году на киевском параде, посвященном Дню независимости. Это событие, как он полагает, вызвало бы «гораздо больший фурор, чем показ российской «Арматы» на Красной площади». Однако от публичной демонстрации макета отказались. Тем не менее, эксперт считает, что «Объект 477А1» следует обновить и поставить в серию. Реализация таких планов самым положительным образом скажется на состоянии украинского танкостроения.

Предложения украинского специалиста по бронетехнике выглядит любопытно и, с определенных точек зрения, весьма интересно. Тем не менее, реальное положение дел весьма сложно, и потому «Объект 477А1» не имеет никаких шансов выйти из стадии опытно-конструкторских работ. Впрочем, это не мешает рассмотреть один из самых интереснейших проектов последних десятилетий, а также оценить последние предложения по его доработке.

История проекта с шифром «Нота» уходит своими корнями в первую половину восьмидесятых годов. В то время все советские танкостроительные предприятия занимались проработкой облика перспективной боевой машины нового поколения. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению с 1984 года разрабатывало проект под названием «Объект 477». Изначально он имел дополнительное имя «Боксер», которое впоследствии заменили на «Молот». По мере развития проекта к цифрам в обозначении добавилась литера «А».

Развитие танка «477А» / «Молот» продолжалось до начала девяностых годов. В скором будущем планировалось собрать опытную партию из нескольких десятков бронемашин и провести государственные испытания. Тем не менее, тяжелая обстановка в стране и последующий распад СССР не позволил выполнить все имевшиеся планы. Отсутствие достаточного финансирования привело к тому, что все немногочисленные «Молоты» отправились на хранение. Фактически эта техника осталась без будущего.

Впрочем, всего через несколько лет военные ведомства и оборонные предприятия независимых государств смогли возобновить сотрудничество, благодаря чему развитие харьковских проектов продолжилось. Имеющийся «Объект 477А» предлагалось доработать с использованием тех или иных систем. В таком виде танк получил обозначение «477А1» и имя «Нота». Несмотря на резкое сокращение темпов, работы были продолжены.

Заказчиком в рамках нового проекта выступало министерство обороны России. Головным разработчиком являлось ХКБМ; еще несколько предприятий привлекли к работам на правах поставщиков отдельных систем и комплектующих. Следует отметить, что такая международная кооперация в будущем стала одной из предпосылок к закрытию проекта.

Проект «Нота», являясь дальнейшим развитием «Боксера» / «Молота», сохранял ряд принципиально новых для танкостроения идей и решений. Так, корпус предлагалось строить по традиционной схеме, но с размещением всего экипажа под защитой бортов и крыши. Соответственно, использовалась башня с максимальной автоматизацией процессов управления и подготовки к выстрелу. Лобовая часть корпуса получила модульное бронирование общей толщиной порядка 1 м. Борта защищались комплексом из пяти различных средств.

Предусматривалось применение динамической и активной защиты.
Следует отметить, что получение высочайших технических и боевых характеристик привело к чрезмерному росту массы. Для удержания этого параметра на приемлемом уровне часть стальных деталей пришлось заменить титановыми – легкими, но дорогими. И даже после этого «Молот» и «Нота» едва укладывались в требования по массе.

Непосредственно за лобовой преградой внутри корпуса помещались отделение управления (у левого борта) и один из топливных баков (справа). Центральный отсек корпуса отдавался под боевое отделение, вмещавшее двух членов экипажа и автоматику заряжания. Корму традиционно отдали под силовые агрегаты.

Перспективные танки семейства «477» предлагалось комплектовать двигателями мощностью 1500 л.с. На большинстве опытных образцов использовались дизельные моторы, тогда как некоторые в порядке эксперимента оснастили газотурбинным. Рядом с двигателем помещалась трансмиссия, связанная с ведущими колесами заднего расположения. Характерной чертой «Ноты» и ее предшественников являлось удлиненное семикатковое шасси. На каждом борту имелось по семь опорных катков с индивидуальной подвеской на торсионах и гидравлических амортизаторах. Наличие седьмой пары катков позволило компенсировать рост размеров корпуса.

Важнейшей особенностью танка «Объект 477А1» являлось полувынесенное размещение орудия. Вместо традиционной башни на погоне корпуса помещался купол уменьшенных размеров с крупным центральным агрегатом, внутри которого находились казенник пушки и автоматические средства заряжания. При этом речь не шла о прямом заимствовании всех агрегатов у базового «Объекта 477А». Изменение требований к вооружению привело к переработке систем боевого отделения.

Заказчик решил сохранить орудие 2А73 калибра 152 мм. Одновременно с этим предлагалось использовать новые выстрелы. Изделия длиной около 1,8 потребовали переработать существующую конструкцию автомата заряжания. Для хранения и подачи боеприпасов использовались три барабанных магазина. В центре боевого отделения находился расходный барабан на 10 выстрелов. У бортов расположили еще два, на 12 снарядов каждый. Также имелись средства для перегрузки боеприпасов из пополняющих барабанов в расходный, а также для отправки выстрелов в камору орудия. Предложенная конструкция автомата заряжания имела определенные недостатки, но отличалась простотой, а также позволяла сделать первый выстрел всего за 4 с.

В проекте «Нота» предлагался уникальный комплекс управления вооружением, включавший множество различных приборов. Полные аналоги такой системы появились только в последние годы. Комплекс включал прицелы с разными оптическими и тепловыми каналами, развитый бортовой вычислитель, систему спутниковой навигации, средства государственного опознавания цели и т.д. Разрабатывался новый автомат сопровождения цели, изучалась возможность дополнения оптических приборов радиолокационной станцией. Наконец, в планах конструкторов ХКБМ было создание средств радиоуправления танком.

Управлять боевой машиной должен был экипаж из трех человек. В передней части корпуса располагался механик-водитель. В боевом отделении, рядом с автоматом заряжания, находились наводчик и командир. Все члены экипажа имели собственные люки в крыше корпуса и куполе башни, оснащенные смотровыми приборами.

Все танки семейства «477» отличались большими габаритами, и «Объект 477А1» не должен был стать исключением. Длина машины с пушкой вперед превышала 10,5 м, высота – около 2,5 м. Ширина ограничивалась требованиями железнодорожного транспорта. Для сравнения, основные танки предыдущего поколения имели длину менее 9,5 м при высоте до 2,3 м. Масса бронемашины вплотную приблизилась к максимально допустимым 50 т.

Согласно разным источникам, в рамках проекта «Нота» было собрано около десятка макетных образцов, отличавшихся комплектацией и различными особенностями конструкции. Большая часть этих танков оставалась в Харькове, тогда как несколько были переданы России для изучения на собственных полигонах. Также в прошлом упоминался некий задел для строительства серийной техники.

Работы по танку «Объект 477А1» продолжались до начала двухтысячных годов. Затем Россия решила отказаться от этого проекта и прекратила финансирование работ. Вероятно, такое решение было связано с желанием сосредоточить все усилия на разработках собственных предприятий, таких как «Объект 195» или «Объект 640». Отказ российской стороны фактически поставил точку в истории перспективного проекта. Украина не могла продолжать работы самостоятельно, и потому проект пришлось заморозить.

По некоторым данным, через несколько лет после остановки работ украинские танкостроители попытались найти новых заказчиков. «Ноту» предлагали представителям разных иностранных армий, но они не проявили интереса к ней и не согласились оплатить продолжение разработки и в дальнейшем заказать серийную технику.

В течение долгих лет, как минимум, некоторые макетные образцы «477А1» простаивали без дела на украинских и российских площадках. Несмотря на секретность проекта, несколько раз в свободном доступе появлялись изображения этих машин. Впрочем, теперь такая секретность не имела особого смысла, хотя машины все же следовало охранять от промышленного шпионажа.

Несколько дней назад на Украине вновь вспомнили о проекте, некогда считавшемся перспективным и многообещающим. При этом сразу было предложено не просто запустить «Ноту» в серию, но предварительно модернизировать ее. В первую очередь, предлагалось заменить 152-мм пушку зарубежной системой калибром 140 мм, а электронику обновить с применением современных приборов. Ожидаемо такому танку предсказывают большое будущее.

Однако, рассматривая предлагаемый вариант модернизации «Объекта 477А1», следует вспомнить судьбу исходного проекта. Потеряв российскую поддержку, он остановился. Украина не могла самостоятельно продолжать работы по финансовым и производственным причинам, что и привело к фактическому прекращению работ. Так почему теперь следует ожидать, что сопредельное государство сможет самостоятельно выполнить все необходимые работы, осуществить модернизацию и доводку танка, а затем наладить его серийное производство?

Насколько известно, к моменту прекращения работ «Объект 477А1» все еще не был готов к прохождению полноценных испытаний, не говоря уже о службе в войсках. Таким образом, на его завершение требуется определенное время, а также соответствующее финансирование. Сумеет ли Украина найти нужные деньги – большой вопрос с предсказуемым ответом.

По политическим причинам Киев несколько лет назад разорвал военно-техническое сотрудничество с нашей страной. Как следствие, теперь ему не удастся восстановить кооперацию, работавшую над проектом «Нота». Возможность создания новых связей с предприятиями других стран, в свою очередь, вызывает самые серьезные сомнения. А без зарубежных комплектующих невозможны как модернизация, так и простое завершение разработки исходного проекта.

Украина не может производить собственные пушки калибра 152 мм. Замена такого орудия на 140-мм тоже не решает актуальные проблемы. С. Згурец предлагает использовать пушку зарубежного производства, но все иностранные проекты такого рода уже прекращены. Более того, вряд ли зарубежные страны станут делиться с украинскими танкостроителями своими передовыми наработками. Впрочем, в проекте «Нота» можно было бы использовать собственное украинское орудие «Багира». Но и этот проект уже много лет не может выйти из категории экспериментальных разработок.

Схожим образом обстоит дело и с множеством других компонентов перспективного танка. Машине могут понадобиться современная электроника управления, оптико-электронные системы, средства защиты и т.д. Где их брать в существующей ситуации – вопрос без приемлемого ответа. Украинская промышленность способна предоставить часть требуемых комплектующих, но их, возможно, придется доработать в соответствии с требованиями «Ноты». Кроме того, может понадобиться и переделка самого танка.

Проект перспективного танка «Объект 477» / «Молот» стал важной страницей в истории советского танкостроения. Его дальнейшее развитие под названием «Объект 477А1» / «Нота» осталось в истории в качестве интереснейшего примера сохранения производственных связей и разработки новой техники силами нескольких государств, раньше бывших одной страной. Все говорит о том, что это будет главным достижением темы «Нота». Несмотря на множество обсуждений и самые смелые предложения, этот проект остановлен, а шансы на его возобновление отсутствуют. Ничто не мешает мечтать о возобновлении закрытого проекта, но реальность уже сказала свое веское слово.
https://topwar.ru/138752-perspektivnyy- … lnost.html
https://pp.userapi.com/c840025/v840025659/5df03/ev6YmG7HnDc.jpg


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Молот, Боксер, Бунтарь, Нота