Детали современного иранского танкостроения. «Харьковский след» в разработке нашумевшего ОБТ «Каррар»
Именно в ОБТ «Karrar» впервые в иранском танкостроении отчётливо виден наиболее низкий силуэт в сочетании с высокими показателями эквивалентной стойкости башни от БОПС и КС противника в передней проекции. Бортовые бронелисты корпуса в районе МТО и механизированная кормовая ниша с боеукладкой прикрыты решётчатыми ПКЭ
Частично решив вопрос стратегической важности, связанный с парированием угрозы, исходящей со стороны ударной тактической авиации ВВС Израиля и «аравийской коалиции» путём закупки 4 дивизионов российских ЗРК С-300ПМУ-2 и запуска серийного производства современных ЗРК «Bavar-373», Иран не на шутку озаботился боевым потенциалом своих сухопутных войск, которые из-за быстрого устаревания танкового парка на протяжении десятков лет находились в сложном положении, и совершенно не соответствовали статусу региональной сверхдержавы. До 1997-го года на вооружении СВ Ирана находился весьма «разношёрстный» танковый состав, представленный такими машинами, как: британские «Chieftain Mk-2/3P/5P» в количестве 100 ед., советские Т-72С (Т-72М1М) в количестве 480 ед., 168 американских M47/48 «Patton II/III» и 150 более современных M60A1.
Стоящий в обороне ОБТ «Chieftain Mk.2» СВ Ирана в ходе ирано-иракской войны. На случай внезапного артиллерийского удара или иной боевой акции со стороны иракской армии, катки танка перекрыты мешками с песком, так называемой импровизированной бронёй, защищающей ходовую часть от осколочных повреждений и кумулятивного воздействия
Около 300 иранских Т-72С было поставлено на вооружение в результате крупноузловой сборки российских танкокомплектов Т-72С к 2000 году. Практически все вышеперечисленные машины значительно уступали по бронезащищённости и совершенности системы управления огнём танкам, состоящим на вооружение соседних Пакистана и Саудовской Аравии. Так, в первом квартале 1997-го года на вооружение пакистанских СВ поступила первая партия украинских Т-80УД в рамках контракта 96-го года на закупку 320 машин. Этот танк на голову превосходил все вышеперечисленные иранские танки. Эквивалентная бронестойкость лобовой проекции от БОПС составляла: по башне — 850-900 мм при углах безопасного маневрирования ±10º и около 680-700 мм при углах ±35º; по корпусу — порядка 600 мм при использовании ДЗ «Контакт-5».
Сварная башня танка Т-80УД («Объект 478БЭ-1») с учётом ВДЗ «Контакт-5» обладает эквивалентной стойкостью от БОПС около 960—1050 мм по фронтали, в то время как Т-72С с «Контактом-1» имеет всего 400 мм. Дело в том, что наполнитель (контейнер со спецбронированием) башни Т-72С представлен песчаными стержнями, которые больше предназначены для обеспечения защиты от кумулятивных снарядов, стойкость от КС достигает 490 мм. В башнях пакистанских Т-80УД используется наполнитель совершенно иного типа (ячеистые блоки со стальными пластинами, залитые полимером), обеспечивающий гораздо лучшую защиту от БОПС и стойкость от КС — 1100 мм с использованием динамической защиты. Даже оснащённые ДЗ «Контакт-1» иранские Т-72С имели стойкость башни от КС — 750-800 мм, из-за чего пакистанские Т-80УД продолжали превосходить иранские «Уралы». Уже тогда Тегеран в корне не устраивал такой негативный контраст в области танкостроения.
Первые партии Т-80УД «Берёза», поставленные в Пакистан, имели индекс «Объект 478Б» (на фото). Машины были собраны в конце 80-х гг. и имели литую башню старого образца с ячеистым спецбронированием или металлокерамическим пакетом. Эквивалентная стойкость этой башни от бронебойных снарядов при курсовых углах обстрела ±35 градусов составляла от 720 до 950 мм (с использованием ДЗ «Контакт-5»). В то же время, литой вариант башни имел серьёзный недостаток — стальной физический габарит в районе амбразуры едва достигал 350 мм. Пакистан получил 145 танков данной модификации и ещё 175 ед. модификации «Объект 478БЭ-1» со сварно-катаной башней
На испытаниях в жарком пустынном климате Пакистана Т-80УД, оснащённые мощным и выносливым 1000-сильным дизельным двигателем 6ТД-1, показали себя гораздо лучше, чем китайские «Тип 85-IIAP», оснащённые дизелем 12150L7BW мощностью 730 л.с. В сравнении с дизелями предыдущей модификации 5ТДФ, новый 6ТД-1 получил новые выпускные коллекторы конфигурации «труба в трубе», а также улучшенные поршни с качественными приработочными и износостойкими покрытиями
Масла в огонь подлила информация об успешном ходе пакистанско-китайского проекта ОБТ «Al-Khalid», который стартовал в августе 1991-го года. Проект проходил при полноценной поддержке китайской стороны: компания «Norinco» разработала прототип будущего «Аль-Халида», который получил индекс «Тип-90II». Машина оснащалась новой угловатой сварной башней с наклонными лобовыми бронеплитами, напоминающими лобовую проекцию M1A1 «Abrams». В центральной части этих бронеплит заметны специальные люки для контейнеров со спецбронированием (наполнителем), т.е. китайцы учли опыт как штатовской, так и советской школ танкостроения. Эквивалентная стойкость лобовой бронеплиты башни составляла от 620 до 750 мм от БОПС без ДЗ (и 700 — 850 с ДЗ).
В дальнейшем наработки по танку «Тип-90II» были использованы и в проектировании китайских ОБТ «Тип-96» и «Тип-98». В состав БРЭО «Al-Khalid» вошла передовая на то время система управления огнём, являющаяся слегка упрощённым аналогом французской ICONE TIS, установленной на ОБТ AMX-56 «Leclerc». После начала лицензионного серийного производства «Al-Khalid» мощностями компании «Heavy Industries Taxila», Пакистан временно стал одной из самых продвинутых танкостроительных держав в Южной и Передней Азии, выйдя на израильский уровень. Примерно в это же время получил развитие и первый иранский амбициозный проект ОБТ нового поколения «Zulfiqar». Танки данного семейства стали переломным этапом иранского танкостроения, которое в итоге пришло к машине «Каррар».
ОБТ «Al-Khalid» является самым подвижным основным боевым танком, состоящим на вооружении СВ Пакистана. На 48-тонной машине установлен ещё более современный дизель от «Харьковского КБ по двигателестроению» 6ТД-2, его мощность достигает 1200 л.с. Между тем, в 2016-м году, в ходе выставки IDEAS-2016, между скандально известным «Укрспецэкспортом» и пакистанской компанией «Heavy Industries Taxila» был подписан контракт на поставку для «Аль-Халидов» двигателей модификации 6ТД-3 мощностью 1500 л.с. Тяговооружённость машин достигнет 31,25 л.с., оставляя далеко позади дизельные Т-80УД, «Леопард-2А4», «Меркаву» и даже газотурбинные Т-80У.
Как видно по фотографиям и техническим эскизам, «Zulfiqar-1», поступивший в серийное производство в 1996-м году, является сложным сочетанием американских танков M48 «Patton-III» и M60A1, а также российского Т-72С и китайского «Тип-90II/98». Результат первой попытки создания нового танка у иранских танкостроителей был далёк от идеального, ведь в качестве ходовой части использовалась достаточно высокая база танков M48/60, а также очень высокая (около 1 м) сварная башня почти прямоугольной формы, из-за чего общая высота танка по крыше башни достигла 2,5—2,6 м. Машина с таким огромным силуэтом является настоящей мечтой наводчика противника или оператора противотанкового ракетного комплекса.
Масса машины составляет всего 36 тонн, что при таких габаритных размерах, а также наличии 4-го члена экипажа — заряжающего, говорит о солидном забронированном объёме и недостаточном для конца XX века бронировании некоторых участков бортовых проекций. Между тем, башня имеет бронирование лобовой проекции аналогичное китайскому «Тип-98», визуально физический габарит лобовой бронеплиты можно оценить в 600 — 650 мм, что на фоне низкозащищённых литых башен с песчаным наполнителем Т-72С вполне неплохо. Эквивалентная стойкость без ДЗ может лишь немного уступать израильскому ОБТ «Merkava Mk.2D», эквивалентная стойкость от БОПС у которого достигает 740-760 мм. Некоторые источники утверждают, что АЗ у танка имеется, это вполне логично, поскольку используется российское 125-мм орудие типа 2А46М. Как следствие, бронирование «Zulfiqar-1» может и превосходить расчётные цифры. Показатель, как для первого танка иранской разработки, вполне неплохой. В то же время, ходовые возможности машины весьма посредственные: на «Зульфикар-1» установлен 12-цилиндровый 780-сильный дизель, обеспечивающий удельную мощность лишь в 21,7 л.с./т. Максимальная скорость хода по шоссе — около 65 км/ч. Гидромеханическая трансмиссия танка SPAT-1200 является аналогом применяющейся на M60.
Если сравнивать «Zulfiqar-1» по данным параметрам c тем же «Аль-Халидом», вырисовывается неприятная для иранской машины картина, в которой последний уступает пакистанскому в удельной мощности на 13%(у «Аль-Халида» она доходит до 25 л.с./т, что сравнимо с лучшими российскими и западными образцами). На «пакистанце» установлен мощный 1200-сильный украинский дизель 6ТД-2.
«Зульфикар-1» оснащён достаточно продвинутой системой управления огнём словенского производства Fontona EFCS-3, которой также оснащены иранские трофейные модернизированные Т-54/55, получившие название «Safir-74». Данная СУО снабжена лазерным дальномером с дальностью 10 км и точностью ±5 м, а также баллистическим вычислителем, в ПО которого присутствует номенклатура из нескольких типов танковых снарядов, включая БПС, ОФС, бронебойно-фугасные снаряды и т.д. СУО включает дневной и ночной прицелы с увеличением 10x и 7x соответственно, их сектор обзора — 6º. Благодаря применению EFCS-3 вероятность попадания достигает 80%. Но эта СУО значительно уступает, той которая установлена на китайско-пакистанском «Al-Khalid». Так, в состав последней входит панорамный низкоуровневый прицел командира, на который в СУО иранского «Зульфикара» нет и намёка. Это не позволяет танку успешно действовать в условиях городской инфраструктуры, а также заметно снижает боевой потенциал при боях на открытой местности.
Танковая система управления огнём EFCS-3 является базой для большинства основных боевых танков СВ Ирана. Исключением не является и средний танк «Safir-74» (на фото), который по сей день является надёжной «рабочей лошадкой» иранской армии. Данные танки в количестве 500 единиц были приобретены Ираном в КНР в середине 80-х гг. под индексом «Тип-59». Также в ходе ирано-иракской войны иранская армия получила 190 трофейных Т-54/55, которые позднее доработали до уровня «Сафиров-74» и оснастили динамической защитой 1-го поколения «Контакт-1». 80-мм габарит лобовых и бортовых бронеплит с «Контактом» может защитить лишь от лёгких ручных противотанковых средств (танки могут быть использованы лишь в качестве поддержки).
Следующей модификацией танка стал единственный «переходной» прототип «Zulfiqar-2». Это изделие оснащалось более совершенной и развитой низкопрофильной башней и отличалось более приземистым корпусом, за счёт чего высота и силуэт танка заметно уменьшились. Ходовая часть новой версии ОБТ уже семикатковая, а силовая установка более мощная.
Этот прототип стал куда подвижней своего крупносерийного предшественника и превратился в полноценную стартовую базу для производства последней версии ОБТ — «Zulfiqar-3». Облик новой машины значительно изменился по сравнению с первым вариантом. Низкопрофильная башня имеет сложную сварную конструкцию, отчётливо напоминающую башню американского «Абрамса». Лобовые бронеплиты башни имеют соответствующий наклон относительно продольной оси канала ствола, а также относительно нормали, который составил около 45 градусов. Более того, данная башня имеет очень интересную конструктивную особенность в отличие от «абрамсовской». На лобовых бронеплитах (в области маски пушки) имеются развитые броненакладки с габаритом 250 — 300 мм, что делает стойкость передней проекции танка более однородной, нежели на «Абрамсе», особенно в районе уязвимой казённой части орудия. На фотографиях из иранского интернета хорошо видна удалённость мест командира и наводчика «Зульфикар-3» от лобовых плит, что указывает на их большой габарит, превышающий 700—750 мм. По-видимому, бронезащита этого танка находится на уровне танков «Аль-Халид», «Mercava Mk.3D» и M1A1.
Что касается системы управления огнём, а также прицельного оборудования, ничем принципиально новым «Зульфикар-3» нас удивить не смог: по-прежнему отсутствуют панорамный прицел командира, а также оптико-электронный прицел кругового обзора наводчика (интегрирован в СУО «Калина» нашего ОБТ «Тагил»), нет абсолютно никаких средств учёта теплового изгиба ствола для повышения точности стрельбы в ходе боя. Сама система управления огнём — всё та же EFCS-3, что несмотря на отличное бронирование танка не даст ему значительного прироста точности ведения огня. На данный момент на вооружении сухопутных войск Ирана находится около 100—150 ОБТ «Zulfiqar-1» и до нескольких десятков «Zulfiqar-3».
В «Тройках» наблюдается весьма большой технический контраст: достойный уровень бронезащищённости перекрывается умеренными качествами устаревающей СУО, а также низкими сетецентрическими возможностями. Судя по отсутствию различных антенных мачт для радиостанций обмена тактической информацией, танки не имеют возможности вести полноценный обмен данными во время группового противостояния на ТВД. Так что «Zulfiqar-3» можно считать достаточно сырой машиной, которая нуждается в дальнейшей модернизации бортового радиоэлектронного оборудования, а также установке современной динамической защиты тандемного типа для противодействия современным противотанковым средствам.
Теперь обратимся к наиболее малоизвестным и таинственным страницам «танковой истории» Исламской Республики Иран, которые стали дополнительным толчком к проектированию совершеннейшего танка ИРИ — «Каррар».
В данный момент все в один голос утверждают, что перспективный иранский основной боевой танк «Carrar» является практически полной копией нашего превосходного Т-90МС «Тагил», и это является истиной. Между тем, если тщательно рассмотреть давно забытые публикации на различных блогах и форумах, можно обнаружить очень интересные факты, указывающие на то, что свой след в конструкции нашумевшего «Каррара» оставил и ещё один достаточно интересный образец советской школы танкостроения — ОБТ Т-80УД «Объект 478БЭ-1». Машина представляет собой украинскую модификацию Т-80 с дизельным двигателем 6ТД, а также высокозащищённой сварной башней, которую мы рассмотрим ниже.
Так, согласно коротким публикации блогера «Andrei_bt» за 2012-й и 2014-й годы, в далёком 1998-м году в иранском Интернете «засветились» редкие фотографии, на которых в ходе одного из военных парадов в Иране был запечатлён гибрид танка Т-72АГ и Т-80УД «Объект 478БЭ-1». На ходовую часть экспортного украинского Т-72АГ с 1000-сильным дизелем 6ТД была установлена сварная башня Т-80УД. Об официальном индексе этой машины не существует данных и по сей день. Очевидно лишь то, что данная машина ещё в 90-е попала в Иран. Поставка из Украины могла пройти тайно, «в одном флаконе» с партиями Т-80УД, отправляемыми с 1996-го года в Пакистан, после чего машина или несколько её экземпляров сразу были переправлены в ИРИ. Также могли быть проданы танкокомплекты, которые уже позднее были собраны иранскими специалистами. Таким образом, одно из наиболее важных наглядных пособий для проектирования будущего «Каррара», сварная башня, оказалось в Иране около 20 лет назад. Что представляет собой данная башня?
Её конструкция аналогична сварной башне для российского ОБТ Т-90А/С: толстые лобовые бронеплиты наклонены под углом 45° относительной канала ствола орудия, что при курсовом угле обстрела 0 градусов даёт эквивалентную стойкость 900-950 мм без ДЗ «Контакт-5» и 1050 — 1120 при её использовании. Около 55% габарита лобовых бронеплит представлено полимерным ячеистым наполнителем, размещённым в нише-контейнере. Контейнер разбит на 2 части стальным бронелистом-перегородкой толщиной около 100 мм.
В технологии получения бронелистов для башни «Объекта 478БЭ-1» используется метод электрошлакового переплава (ЭШП), благодаря которому стойкость бронелистов примерно в 1,1-1,15 раза выше, нежели у листов других сварных башен. Более того, украинская башня отличается увеличенным стальным габаритом в районе амбразуры пушки. Если у сварной башни Т-90 на этом участке около 550 мм, то у башни Т-80УД — 700—720, что даже без элементов ДЗ обеспечивает защиту от американских 120-мм бронебойных оперённых подкалиберных снарядов типа M829A1. А поэтому и беспочвенные заявления некоторых наших форумчан и комментаторов в роде «Россия сдала технологию Т-90МС «Тагил» иранцам» выглядят очень смешно, ведь аналогичная башня от Т-80УД находилась в руках у иранских специалистов на протяжении двух десятилетий.
На фотографии состоящий на вооружении СВ Ирана опытный образец танка Т-72АГ с двигателем типа 6ТД-1, а также сварной башней от «Объекта 478БЭ-1» или сварно-катаной башней от «Объекта 478БК», получившего прозвище «Берёза катаная». «Ураловскую» базу легко отличить по большим 750-миллиметровым опорным каткам. Наличие харьковского двигателя 6ТД-1 очень легко определяется по развитой, выдающейся над корпусом эжекторной системе охлаждения. Последняя позволяет танку, без применения оборудования для подводного вождения, преодолевать водные преграды высотой в 1,8 м.
Данная схема чётко иллюстрирует кардинальные различия в принципах работы эжекторных систем охлаждения двигателей семейства В-46/84/92 (справа) и семейства 6ТД (слева). Недостатком МТО семейства 6ТД является чрезмерное возвышение эжекторного отсека над корпусом танка, что на 8-10% увеличивает его силуэт, а также радиолокационную сигнатуру. Более того, 6ТД относится к двухтактным дизелям, которые имеют повышенную потерю мощности в объектовых условиях (особенно в горной разреженной атмосфере). Положительный момент — более стабильная работа в жарком климате.
Единственное, что сделали иранские металлурги и танкостроители самостоятельно — уменьшили профиль башни, доведя его до уровня башни Т-90МС «Тагил», изготовили кормовую нишу башни для боекомплекта и некоторых элементов автомата заряжания, а также установили элементы ДЗ, напоминающие ЭДЗ «Реликт». Что используется в качестве спецнаполнителя в контейнерах лобовых бронеплит иранского танка «Karrar», пока неизвестно: это могут быть и «отражающие листы» и ячеистый габарит и различные полимеры.
При этом каждый из материалов имеет свои показатели сопротивления сердечникам БОПС и кумулятивным снарядам противника. Учитывая даже то, что иранские специалисты скорее всего не применяют метод ЭШП при производстве башен для своих танков, бронестойкость башни «Каррара» (учитывая ВДЗ) значительно превосходит показатели защищённости израильского «Mercava Mk.3», и достигает 900 — 950 мм при курсовом угле обстрела ±5 градусов. Башню иранцы скопировали у Т-80УД и «Тагила» просто «зачётно»! Благодаря этому и силуэт танка получился небольшой и бронезащищённость великолепная, чего никак нельзя сказать относительно защиты корпуса машины, её подвижности, а также её сетецентрических свойств и системы управления огнём. Начнём с защищённости корпуса.
«Каррар» имеет корпус и ходовую часть Т-72С, а поэтому эквивалентная стойкость верхней лобовой детали без ДЗ составляет всего около 400 мм от БПС и 450 от КС. Такая деталь может быть пробита даже старым 105-мм бронебойным снарядом типа M833. На фото заметно, что на ВЛД размещены крупногабаритные элементы динамической защиты, которые значительно толще наших ЭДЗ «Контакт-1» и польских «ERAWA-2». Это говорит об их тандемных возможностях, а также способностях снижения пробивного действия БОПС на 30—40%, что также достигается 68-градусным углом наклона ВЛД. Таким образом реализуется уверенная защита от 120-мм БОПС M829A1, что весьма неплохо. Более современные снаряды M829A2/A3, скорее всего, пробьют ВЛД танка «Каррар» даже с динамической защитой.
Эквивалентная стойкость ВЛД корпуса танка «Каррар» от бронебойных подкалиберных снарядов соответствует цифрам 550—600 мм, в то время, как аналогичный показатель для ВЛД Т-90СМ достигает 850 мм. Становится заметным приличный контраст между защищённостью башни и корпуса «Каррара», что играет далеко не в пользу иранской машины, ведь в условиях появления на театре военных действий современных ПТУРС с тандемными кумулятивными БЧ, каждый миллиметр эквивалента защиты является жизненно важным. Уже только по этой причине «Karrar» не может быть отнесён к танкам 3-го переходного поколения, а относится машинам лишь к машинами 3-го поколения. Более того, даже для соответствия 3-му поколению иранское изделие необходимо доработать сразу по нескольким пунктам, помимо бронезащиты верхней лобовой детали корпуса.
Очевидно, что за динамические качества танка по-прежнему отвечает 39-литровый многотопливный дизельный двигатель В-46 с максимальной мощностью 780 л.с. Если учесть, что танк «Каррар» получил новую башню со значительно большей бронезащитой и кормовым модулем для боекомплекта, а также достаточно массивную встроенную ДЗ нового поколения, его масса возросла примерно до 44—46 тонн. Следовательно, удельная мощность составит 17-17,75 л.с./т с двигателем В-46 и 18,3-19,1 л.с./т с более мощным 840-сильным дизелем В-84-1, что едва достигает показателей тяжёлого британского «Challenger-2». Данные двигатели обладают достаточно низким запасом по крутящему моменту, составляющим всего 18%, у 1000-сильного дизеля В-92 (установлен на танке Т-90А/С) этот параметр достигает 25%. Именно поэтому запас тягловых возможностей на верхних передачах у «Каррара» будет куда ниже, чем у нашего «Тагила».
Следующим пунктом является танковое орудие. Иранские оружейники находятся далеко не на первом в мире месте по технологиям производства современных танковых пушек, из чего делаем вывод: пушка танка «Каррар», — не что иное, как наша пушка 2А46М модификации начала 80-х гг. Динамическая уравновешенность и жёсткость консольной части данного орудия значительно ниже, нежели у современных отечественных 2А46М-4/5. Используются стандартные геометрические допуски при изготовлении ствола (на 2А46М-5 эти допуски ужесточены). Фиксация ствола на направляющих люльки и цапф не столь сильна в сравнении версиями 2А46М-4/5. Из-за этого данная пушка имеет на 20% худшие точностные качества и на 50% меньшую дальность действительной стрельбы. Более того, на орудии «Каррара», ровно как и на пушке «Зульфикара-3», отсутствует оптико-электронное устройство учёта изгиба ствола, а непосредственно на люльке орудия так и не появилась даже точка крепления для УУИ. Всё это закрепляет наше мнение о куда более низких точностных качествах иранского «Атакующего» (именно так переводится «Karrar») в сравнении с глубоко модернизированными Т-80У, Т-72Б, Т-90А/С, а также современными китайскими и западными основными боевыми танками.
Участники западных аналитических форумов, увидев на презентационном видео «Каррара» люльку орудия с удлинённым левым ограждением и массивным грузом, предположили, что это самая современная модификация отечественных пушек Д-81ТМ — 2А46М-5. Поводом к такому решению послужила верхняя схема, получившая огромное распространение в российском Интернете. Между тем, подобное большое ограждение с грузом, ввиду особенностей автомата заряжания, используется и на более раннем варианте пушки всех нижнетагильских ОБТ семейств Т-72/90, имеющем индекс 2А46М (нижнее изображение). Именно такая пушка установлена на «Каррар». Отсутствует подобное ограждение у пушек 2А46М-1 и 2А46М-4, предназначенных для ОБТ Т-80У
Из этого следует, что единственным положительным точностным качеством нового иранского танка является использование комплекса управляемого танкового вооружения «Tondar» — копии наших 9К120 «Свирь» или 9К119 «Рефлекс». ПТУРС «Tondar» управляется по лазерному лучу, принимаемому объективом в хвостовой части противотанкового снаряда, что обеспечивает неплохую помехозащищённость на траектории (полуавтоматический режим). Дальность может достигать 4,5 км.
Далее следует система управления огнём танка. По-видимому, здесь по-прежнему применяется модернизированная словенская СУО EFCS-3. При этом, модернизация коснулась индикационного оборудования командира и наводчика, а также интеграции панорамного прицела: использованы широкоформатные ЖК МФИ для вывода боевой и навигационной информации, что указывает на появление в СУО «Каррара» новых цифровых интерфейсов, очевидно, разработанных с помощью китайских специалистов, либо приобретённых у Поднебесной. В то же время, судя по видео презентации танка, модуль панорамного прицела имеет очень хлипкую конструкцию. Наблюдается отсутствие комплексов оптико-электронного противодействия и комплекса активной защиты: уязвимая верхняя проекция танка не защищена от попадания противотанковых ракет с верхней полусферы. Единственный защитный элемент этого участка — около 25 тонких элементов динамической защиты, не обладающих противотандемным действием, что может защитить лишь от «сапог», да и то при углах обстрела не менее 70-75 градусов. На кормовой части башни, а также на тонких бортовых бронелистах ЭДЗ и вовсе отсутствуют: данные участки могут быть пробиты из РПГ, СПГ и даже современных 40-мм автоматических пушек типа CT40 (CTA International) и L-70 «Bofors» с применением БПС APFSDS Mk2 (с дистанции менее 1500 м). На крыше башни заметны стандартные метеорологические датчики параметров атмосферы и антенны радиостанций.
По совокупности позитивных и негативных качеств представленного ОБТ «Каррар» делаем вывод, что на текущий момент Иран ещё не достиг столь высокого технологического уровня танкостроительного сегмента ОПК, который наблюдается в таких государствах, как Россия, США, КНР, страны Западной Европы и Израиль, и заявления представителей Минобороны ИРИ о «прорыве танкостроения», на текущий момент громко сказанные.
Но ситуация вполне исправимая, поскольку основная доля недостатков в машине представлена отсутствующими и слабозащищёнными элементами СУО, которые интегрировать будет достаточно легко (более надёжный модуль панорамного прицела, УУИ, терминалы обмена тактической информацией и т.д.), учитывая то, что танк использует современные цифровые интерфейсы для отображения информации на МФИ командира и наводчика. Что касается уровня общей бронезащищённости танка «Каррар», то его можно смело сопоставить с защищённостью таких танков, как Leopard-2A6, М1А1 «Abrams», Т-80У, VT-4 (MBT-3000). Единственный нехороший момент, который имеет место быть — низкая стойкость ВЛД корпуса, но и его можно быстро устранить увеличением габарита и использованием слоёв со спецбронированием. Воплощение в иранском танке конструкций сварных башен Т-80УД и Т-90СМ смогло наделить «Karrar» живучестью, необходимой на современном театре военных действий; ОБТ «Зульфикар-1» подобными способностями не обладают.
https://topwar.ru/111343-detali-sovreme … arrar.html