M2 Bradley
M2 Bradley – это тяжелая американская боевая машина пехоты, предназначенная как для транспортировки пехоты, так и для ее непосредственной поддержки в бою. БМП М2 «Брэдли» разрабатывалась в разгар холодной войны для европейского театра боевых действий, как ответ на создание советских БМП-1 и БМП-2. С тех пор эти машины успели поучаствовать в нескольких конфликтах и показали свою эффективность как в столкновениях с регулярными частями, так и в условиях противопартизанской войны.
БМП названо в честь генерала Брэдли.
В настоящее время на базе БМП М2 «Брэдли» создано целое семейство машин, способных выполнять самые разнообразные функции. С начала серийного производства было выпущено 7 тысяч машин различных модификаций.
Кроме армии США, «Бредли» состоит на вооружении ВС Саудовской Аравии.
История разработки
В 1961 году американская армия получила гусеничный БТР М113, который на долгие десятилетия стал основной бронемашиной ВС США. М113 и сегодня является основным бронетранспортером американской армии, также он используется еще в 44 армиях мира.
Вьетнамская война показала, что пехотным подразделениям нужны не только «боевые такси», которые могут доставить солдат на поле боя, но и машины, способные поддержать пехотинцев в бою и пойти вместе с ними в атаку. Говоря другими словами, нужна была БМП с более надежной защитой и мощным вооружением. Конструкторы пытались увеличить огневую мощь БТР М113, установив на него дополнительные пулеметы, но это изменило ситуацию не слишком сильно.
В 1965 году появилась машина ХМ701, которая была, по сути, попыткой повысить уровень защиты и огневой мощи М113. Новая машина оказалась просто сильно «потяжелевшим» вариантом М113 и на вооружение принята не была. Следующей попыткой создания БМП стал проект ХМ765. За основу был взят М113А1, на нем была значительно усилена броневая защита, установлена автоматическая 20-мм пушка, изменена форма корпуса. В 1973 году закончилась вьетнамская война, и финансирование работ было резко сокращено. Но усилия, потраченные на разработку, не пропали даром: машины на базе ХМ765 были приняты на вооружение нескольких стран.
Работы над созданием нового БМП начались в середине 60-х годов, но только в 1971 году армейское командование подготовило техническое задание для создания новой машины. Она получила индекс ХМ723.
Разработка новой американской БМП заняла более пятнадцати лет, M2 Bradley был принят на вооружение только в 1981 году. За этот период было создано несколько новых машин, часть из которых были глубокой модернизацией М113, другие являлись полностью новыми образцами техники.
В 1971 году стартовал проект ХМ723. Его целью было создание простой БМП с высоким уровнем броневой защиты. Новую машину планировали вооружить 20-мм пушкой, ее бортовая броня должна была выдерживать обстрел из 14,5-мм пулемета, а лобовая – из 30-мм пушки. Разработкой новой машины занималась компания FMC Corp.
Чтобы добиться таких высоких характеристик конструкторам компании пришлось разработать принципиально новую систему броневой защиты БМП. Она состояла из нескольких экранов, изготовленных из слоев стали с разной твердостью.
Наружный экран устанавливался на расстоянии 100-150 мм от корпуса машины и внутреннего экрана. Такая конструкция обеспечивала уровень защиты, превосходящий все существующие на тот момент материалы и технические решения.
В 1976 году начались испытания новой машины, после которых американское военное ведомство высказало свои замечания и подготовило список доработок, что нужно было выполнить производителю. Военные настаивали на установке двухместной башни с автоматической 25-мм пушкой и ПТРК TOW, создании на базе машины разведывательной модификации (БРМ) и обеспечении плавучести новой БМП.
В 1977 году были готовы прототипы новых БМП и БРМ: ХМ2 и ХМ3. Перед руководством США был поставлен вопрос о создании и закупке новых боевых машин пехоты с повышенным уровнем броневой защиты. Военные аргументировали свои требования опытом недавно прошедшего арабо-израильского конфликта и высоким уровнем потерь советской БМП-1. По их мнению, новая американская БМП должна иметь более высокий уровень защиты.
В 1979 году была изготовлена опытная партия ХМ2 и ХМ3, начались испытания. В 1981 году машину приняли на вооружение, она получила наименование БМП М2 «Брэдли». На проект создания новой БМП американцы потратили 5,6 млрд долларов. Стоимость одной машины с учетом средств, потраченных на разработку, составляет 3,16 млн долларов.
Если сравнивать БМП М2 «Брэдли» с ХМ723, то можно сразу обнаружить несколько отличий: масса БМП, принятого на вооружение, увеличилась до 22,3 т, уменьшилось количество десантников (до семи человек), автоматическая пушка новой машины могла поражать лобовую проекцию советского БМП-1 (подкалиберным снарядом на дистанции 1,5 км), а ПТРК TOW могут эффективно работать против танков на расстоянии до 3 км.
Модификации
БМП М2 «Брэдли» — первая серийная модификация машины.
БРМ М3 – боевая разведывательная машина, созданная на базе М2 «Брэдли». Внешне она мало чем отличается от БМП: у нее заглушены крышки амбразур и нет смотровых блоков. БРМ оснащена приборами ночного видения, имеет увеличенный боекомплект, на ней установлена радиолокационная станция, которая засекает человека на расстоянии 1,5 км, а транспортное средство – на дистанции 3 км. Есть две радиостанции и мотоцикл у левого борта.
Работы по усовершенствованию БМП М2 «Брэдли» начались практически сразу после поставки первой партии машин в войска. Уже в 1986 году появилась новая модификация — M2A1/M3A1.
В первую очередь было улучшено вооружение машины: M2A1/M3A1 получила пушку, которая могла стрелять более совершенным подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном M919 APFSDS-T. Для этого конструкторам пришлось усилить казенную часть орудия и удлинить его ствол. Кроме того, противотанковый ракетный комплекс БМП теперь мог вести огонь ПТУР BGM-71D TOW II с лучшей бронепробиваемостью.
В машину были внесены и другие конструкционные изменения: была улучшена фильтровентиляционная установка, боеукладка получила более рациональное размещение, на машине установили защитные крышки для перископов, доработали систему пожаротушения и топливную систему, поменяли редукторы.
В результате вышеуказанных изменений масса «Брэдли» M2A1 возросла до 22,79 т.
В 1988 году американская армия получила следующую модификацию «Брэдли» — M2A2/M3A2. Главным направлением улучшения БМП стало повышение уровня защиты машины от 30-мм снарядов – основного оружия советской БМП-2 и кумулятивных гранат ручных гранатометов. Основные изменения затронули пассивную и динамическую защиту БМП. Систему разнесенной защиты, которая являлась особенностью «Брэдли», сохранили, но полностью переработали.
Теперь броня машины была выполнена по схеме: «сталь-алюминий-кевлар». Лобовую и бортовую броню усилили стальными листами с толщиной 30 мм, на экранах были установлены элементы динамической защиты, которые находились на прокладке из специального материала, что снижал воздействие взрыва на корпус БМП.
Внутренняя поверхность корпуса была выложена специальной подкладкой из кевлара, которая предохраняла экипаж от воздействия осколков. Теперь «Брэдли» мог выдержать обстрел из 30-мм орудия с любой стороны.
Кроме бронезащиты модификация M2A2/M3A2 отличалась более мощной силовой установкой (600 л. с.), другими расположением боеукладки и размещением экипажа.
Наводчик получил новый прицел с тепловизором, была заменена радиостанция.
Сразу после окончания кампании «Буря в пустыне» началась работа над следующей модификацией БМП, она получила название A2 ODS.
Основные изменения касались электронного оборудования машины. На БМП была установлен новая БИУС FBCB2, которая позволяла обмениваться информацией со спутниками и другими машинами, оснащенными аналогичными системами. Также на «Брэдли» была установлена новая навигационная система, более совершенный лазерный дальномер и тепловизор для механика-водителя.
Сегодня компания-разработчик трудится над созданием новой модификации БМП — M2/M3A3. В новой машине будут установлено электронное оборудование нового поколения, включая тепловизоры, навигационные приборы и прицельные приспособления.
Конструкторы уделяют особое внимание повышению живучести БМП «Брэдли» в условиях городского боя. Был разработан комплекс усовершенствований старых модификаций БМП, которые можно достаточно легко провести в полевых условиях.
Военные настаивали на усилении защиты БМП от взрывов мин и фугасов. Конструкторы усилили бронирование днища, поместили боеприпасы в специальный контейнер, машина была оснащена специальными сидениями, которые защищали экипаж от действия ударной волны. Топливные баки оснастили оригинальной защитной системой.
Кроме того, модернизированные машины получают динамическую защиту нового поколения.
Bradley AMPV. Это новая программа американского военного ведомства, целью которой является постепенная замена устаревших БТР М113. Машина, которую в рамках этого проекта представила компания BAE Systems, — это, по сути, БМП «Брэдли» без башни. В новом БТР увеличен внутренний объем, усилена броневая защита. Днище получило V-образную форму.
На базе нового бронетранспортера планируется создание сразу нескольких машин для выполнения разных функций.
Описание
БМП «Брэдли» выполнен по схеме, традиционной для боевых машин пехоты: силовое отделение расположено в ее передней части, а десантный отсек – сзади. Попасть в десантный отсек можно через верхний люк и заднюю аппарель. Экипаж состоит из трех человек: наводчика, командира и механика-водителя. Десантная группа – шесть человек.
Корпус сварен из алюминиевой брони, что дает значительное снижение массы машины, без ухудшения ее защищенности. Передняя и бортовая броня усилена стальными листами, аналогично усилено днище. На модификации А2 экипаж защищен от осколков внутренним подбоем из кевлара.
Двигатель и коробка передач расположены в передней части корпуса справа, слева от них находится место механика-водителя.
В центре БМП располагается боевое отделение, здесь установлена двухместная башня с вращающимся поликом. В башне находятся места наводчика и командира машины.
Пушка и пулемет стабилизированы в обеих плоскостях, с левой стороны на башне установлена пусковая установка для ПТУР TOW.
Десантный отсек от боевого отделен перегородкой с проходом.
БМП «Брэдли» вооружен автоматической 25-мм пушкой М242 Bushmaster, 7,62-мм пулемёта M240C, ПТРК TOW и шестью автоматами М231 FPW, установленными в десантном отделении.
Пушка имеет двухленточное питание.
ПТРК TOW может поражать бронированные цели на дистанциях до 3750 метров.
БМП «Брэдли» оснащен V-образным турбодизелем VTA-903 с мощностью 500 л. с. (на поздних модификациях стоит более мощный мотор). Трансмиссия – гидромеханическая, с тремя передачами вперед и одной задней.
Боевое применение
БМП «Брэдли» активно применялись во время обеих американских кампаний в Ираке. Машина показала высокую надежность и эффективность. Большая часть иракских танков в первую кампанию была подбита именно при помощи «Бредли». 25-мм автоматическая пушка показала себя весьма эффективным и универсальным оружием. Она прекрасно уничтожала легкобронированную технику и живую силу противника. Известны несколько случаев, когда эта пушка выводила из строя иракские танки.
Во время второй кампании в Ираке американцам пришлось использовать «Брэдли» в городских боях, что привело к значительным потерям от ручного противотанкового оружия. Также большой проблемой были фугасы, которые закладывали повстанцы.
M2 Bradley
Армия Саудовской Аравии использовала «Брэдли» во время вторжения в Йемен. В ходе боевых действий было потеряно 17 машин.
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika … 2-bradley/