Наиболее старая машина в боевом составе армии — Т-72А. Судя по имеющимся фото, в основном это машины образца 1982-го года. Собственно, эту версию можно назвать классической – дымовые гранатомёты на лбу башни, антинейтронный надбой – говоря Т-72А прежде всего представляется именно она. Но на фото с 201-й военной базы замечены интересные экземпляры – машины с бортовыми экранами от Т-72Б с ДЗ и без дымовых гранатомётов, один из которых — машина раннего выпуска без надбоя.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032965/138bae/F5JR7JW3Vj0.jpg
Т-72А 201-й вб в Таджикистане

Остались в составе частей, где они были и ранее, а при резком росте численности боевого состава войск так и не были заменены на более совершенные машины. Кроме учебных частей, Т-72А стоят на вооружении ЦВО и ВВО.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032965/138bf3/8zWv-yysD0A.jpg
Т-72А на полигоне Красный Яр в Забайкалье

Вооружение

Главным калибром поздних Ашек является 2А46М, тогда как ранние несут 2А46 (в ходе капремонтов частично заменялись). 2А46М и на сегодня достаточно неплохая пушка – прицельная дальность БОПС – 4 км, ОФС – 5 км, а с закрытой позиции – до 10 км. Боекомплект – 44 выстрела, 22 из которых в АЗ. Скорострельность – до 8 в/мин при использовании АЗ и до 2 в/мин при ручном заряжании. Полная длина ствола – 48 калибров, масса качающейся части 2,4 т. Углы вертикальной наводки при включённом стабилизаторе – от -5 до +15 град, при выключенном – от -6,2 до +16,2. Имеющийся ОФС великолепно показывает себя в плане цена-качество, что видно по различным военным конфликтам с 80-х гг, когда танк стал по факту большой снайперской винтовкой. Есть и минусы – как средство ПТО слабовата за счёт устаревших снарядов, достаточно невысокий ресурс ствола при стрельбе БОПС.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032965/138c05/gFGBjV-4pG8.jpg
Казённая часть пушек серии 2А46

С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ. Как нетрудно догадаться по названию, это развитие старого-доброго пулемёта М.Т. Калашникова, доработанного под башенное вооружение, в отличие от ПКБ, рассчитанного на открытые установки БТР-152/60 и им подобные. От ручного образца отличается электроспуском, более тяжёлым стволом, массой в 10,5 кг, скорострельностью 650-750 в/мин, а также чуть увеличившейся эффективной дальностью. Боекомплект составляет 2000 патронов в лентах по 250. Пулемёт, без преувеличения, отличный и в нише лёгкого вооружения на дистанциях до 800-1000 м пока альтернатив не имеет.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032965/138c25/PEFgyAGTSDU.jpg
7,62-мм пулемёт ПКТ

Третья единица вооружения – пулемёт НСВ-12,7 Утёс калибра 12,7 мм на открытой установке ЗУ-72, обеспечивающей круговой обстрел с углами возвышения от -4 до +75 град. В отличие от ПКТ, ЗУ-72 имеет собственный прицел К10-Т, который обеспечивает дальность стрельбы до 1,5 км по воздушным и 2 км по наземным целям. Темп стрельбы аналогичен ПКТ, однако практическая скорострельность снизилась с 250 до 80-100. Питание ленточное из коробов с общим боекомплектом 300 патронов (на практике танкисты могут таскать и 500). Сама лента сборная из сегментов по 10 патронов. Если вести речь только о НСВ – то он один из наиболее совершенных крупнокалиберных пулемётов вообще, но все достоинства губит открытая ЗУ, из-за которой приходится вылезать на броню под пули и осколки, при этом нет оптического прицела, как у пехотинцев, для реализации возможностей Утёса.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032965/138c2e/gYrPwBg0G8I.jpg
НСВ-12,7 на зенитной установке

Кроме установленного на танке вооружения, у экипажа имеются АКМС с 300 патронами и 10 гранат Ф-1. Но это оружие последнего шанса и на боевые характеристики не влияет.

Подвижность

Подвижность Ашки обеспечивает четырёхтакный многотопливный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-46-6 мощностью на стенде 780 л.с. при 2000 об/мин. Рабочий объём – 38,88 л. Крутящий момент – 315 кгс*м при 1300-1400 об/мин. При использовании других типов топлива мощность и крутящий момент серьёзно падают, впрочем, как и ресурс двигателя. Удельный расход топлива на максимальной мощности – 180 г/л.с.*ч. Система охлаждения жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией воздуха через радиаторы вентилятором. Стоит учитывать, что мощность двигателя отбирается на вентилятор системы охлаждения, потери происходят и в трансмиссии и ходовой.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13e950/7YBfaStoBpc.jpg
Дизель В-46-6

Трансмиссия механическая с пресловутой гитарой, двумя бортовыми коробками передач и соосными бортовыми передачами. Гитара – это повышающий шестерённый редуктор, передающий силовой момент от двигателя к БКПП. Сами бортовые коробки передач – планетарные, с семью передачами вперёд и одной назад, с фрикционным включением и гидроуправлением.

Запаса топлива с 275-литровыми дополнительными баками в 1750 л (из них 705 л внутренних баков) хватает до 700 км хода по шоссе (но при условии грамотной прокладки на месте мехвода и отрегулированном полностью танке) со скоростью 35-45 по грунтовой дороге и до 50 км/ч по шоссе. Максимальная скорость указана в 60 км/ч, однако на практике разогнаться можно и несколько больше, хотя, зачастую, такой необходимости не возникает. Скорость назад же ограничена 4,2 км/ч. При использовании ОПВТ танк может пройти до 1 км на глубине 5 м. Масса в 41 т сильно упрощает оперативную и стратегическую мобильность.

Ходовая шестикатковая, среди всего семейства 64/72/80 – наиболее массивная, зато более надёжная (с соответствующими минусами – большие затраты энергии двигателя и снижение проходимости по грязи). Гусеницы шириной 570 мм со стальной беговой дорожкой и с открытым либо с резинометаллическим шарниром и цевочным зацеплением, масса одной – 1430 кг для ОМШ и 1780 кг для РШМ. Система подрессоривания – индивидуальная, торсионная, с амортизаторами на 1, 2 и 6 опорных катках. Опорные катки диаметром 750 мм имеют резиновые бандажи. Также особенностью ходовой Т-72 является высокое содержание цветных металлов.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13e9aa/8Sybf7faIg8.jpg
Амортизация Т-72

С учётом того, что системы стабилизации не позволяют вести огонь на более-менее приемлемых на сегодня скоростях, мощности двигателя танку хватает. Но из-за сильного износа Ашек, танки не могут полностью реализовывать весь заложенный изначально потенциал.

Защита

Бронирование Т-72А классическое для любого ОБТ – резко дифференцированное, с композитами в лобовой проекции. Противоминная защита отсутствует.

Лоб корпуса самых ранних Т-72А был аналогичен лбу Т-64А, но таких машин в строю нет, потому перейдём к классике – 60 мм стальной брони, два листа СТБ толщиной в сумме 105 мм, 50 мм тыльный стальной лист. Такая броня обеспечивает защиту по отечественным данным примерно в 360 мм от БОПС и 500 от КС. Стоит уточнить, что каждый отдельный тип снаряда работает со своими особенностями по каждому отдельному типу брони и в реальности цифры отличаются. Борт защищён 80-мм стальной бронёй до МТО (там 70 мм), сплошным резинотканевым экраном и частично прикрыт катками и надгусеничными полками, что позволяет держать лёгкие РПГ типа Муха и с дистанции снаряды отечественных автопушек и американского 25-мм Бушмайстера. Т-72А в Таджикистане оснащаются экранами с Контактом-1, что серьёзно повышает защиту на среднеазиатском ТВД.

Также в середине 80-х проходило усиление брони корпуса по программе Отражение путём наварки 16-мм листа. Таким образом, защита дошла минимум до 400-410 мм. Танки, прошедшие Отражение, на сегодня в войсках пока не замечены, но могут там быть с большой долей вероятности – на имеющихся фотографиях заметить наварку крайне сложно.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13ea8b/nqTugRaeOMI.jpg
Т-72АВ, прошедший модернизацию по теме Отражение

Башни Т-72 – вещь для отдельной лекции на 100 страниц. Они менялись постоянно. Первые Т-72А имели башню обр. 1977 г. от Т-72 с довольно тонкими стенками, но уже с 1980-го получили родную, имеющую большую толщину. Физический габарит составляет около 530 мм (если мерить по продольной оси – то габарит доходит до 900 мм) и имеет приведённую защиту в 410 мм от БОПС и 500 мм от КС. Как наполнитель начиная с 77-го использовались песчаные стержни. Основную массу выпущенных 72-ек в 1983-1985 представляли Ашки обр. 1982 г. Эти танки отличались от более ранних антинейтронным надбоем на крыше башни.

По результатам обстрелов 105- и 120-мм снарядами в ФРГ защита Т-72М1 (аналогичного по броне массовым Т-72А) составляет 420-480 мм.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13ea93/b2E2a_4yEYs.jpg
Бронирование Т-72А

Как и любой другой танк Первой Холодной войны, Т-72А оснащён серьёзной коллективной ПАЗ. Это и вышеупомянутый антинейтронный надбой, и подбой, и фильтровентиляционная установка, и использование в приборах наблюдения самозатемняющихся стёкол, и герметизация танка. Поздние танки оборудованы креслами, предусматривающими использование жилетов И-1. Система управляется в автоматическом или ручном режиме через аппаратуру 3ЭЦ11-3, которая также отвечает за трёхразовое ППО, состоящее из 14 термодатчиков и 3 баллонов с хладоном 114В2. На практике, увы, зачастую система не заправлена. Также имеются два ручных огнетушителя ОХ-2.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13ead5/oDaeViSpA0I.jpg
Надбой на башне Т-72А

Кроме улучшения защиты от радиации, антинейтронные подбой и надбой улучшают защиту от поражающих элементов пробившего броню снаряда и дополнительно усиливают верхнюю проекцию, что может защитить танк при обстреле кассетными боеприпасами с невысокой бронепробиваемостью.

В качестве средств маскировки используются 81-мм дымовые гранатомёты 902А Туча в количестве 12 штук. Дым образуется за 15-20 с на дальности до 300 м и фронте 60-100 м при залпе 4 гранат на 1,5-2 мин. Технически, можно оснастить танк и современными типами гранат, но ради Ашек вряд ли кто-то будет заморачиваться. Также скрыть танк может помочь ТДА на время до 10 мин. при расходе топлива 10 л/мин. И, как показала Сирия, машину и экипаж спасти может.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13eae5/K1ObOyaBZsc.jpg
Установка дымовых гранатомётов 902А Туча на Т-72А

Для защиты танка есть у 72-ки и оборудование самоокапывания – он как пассивно служит экраном на НЛД, так и позволяет окопать танк за 12-40 мин (в зависимости от типа грунта). Также на танке предусмотрены крепления для установки минного трала КМТ-6.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13eb03/5Uzprk9tNwE.jpg
Колейный минный трал КМТ-6

Прицелы и приборы наблюдения

Это самое больное место семейства Т-72 вообще. СССР в 70-80-е годы производил и модернизировал несколько десятков модификаций танков. На все машины современной СУО не хватало, так что массовые 72-ки её не получили. Не хватало даже прописанных в ТО прицелов, о чём ниже.

Если заглянуть в какую-нибудь популярную статью по Т-72А в поисковике, даже в Техническое описание – ночным прицелом будет указан ТПН-3-49. Но этих ночников не хватало, потому основная масса танков оснащались куда более старыми ТПН-1-49. Неизвестно, какие точно прицелы стоят на машинах в армии и есть ли ТПН-3-49 вообще.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13eb17/u6N3Lf4EOLE.jpg
Т-72А с ТПД-1К и ТПН-3

ТПН-3 с подсветкой ИК-осветителя Л-4 Луна имеет дальность видения в 1300 м (в пассивном режиме 500 м), ТПН-1 – около 800. Кратность прицелов одинаковая – 5,5, угол зрения ТПН-3 чуть выше – 6,67 град против 6. Также качество изображения ТПН-3 выше.

Основным дневным прицелом является 8-кратный прицел-дальномер ТПД-К1 с углом зрения 9 град. Дальность замеров составляет от 500 до 3000 м с ошибкой не более 10 м, при подходящей погоде можно провести замер до 4000 м. Начиная с 1981-1982 годов (понятно, что не на все машины) на 72А стали устанавливать прицельный комплекс 1А40, который представляет собой развитие ТПД-К1 с устройством выработки боковых упреждений. Для стрельбы с закрытых позиций применяется боковой уровень. Кроме прицелов наводчик может вести наблюдение через два призменных прибора ТНПА-65.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032837/13eb29/fD0sqGOxdRY.jpg
Т-72А с ТПД-К1 и ТПН-1

Командир имеет комбинированный прибор наблюдения ТКН-3. Дневная ветвь прибора 5-кратная и поле зрения 10 град. Ночная – 4,2-кратная с полем зрения 8 град. Для подсветки используется осветитель ОУ-3ГК. Ночью дальность видимости составляет всего 300-400 м. Кроме ТКН командир имеет два призменных прибора ТНПО-160 и два ТНПА-65.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032576/14726e/e_Gczc1BSsc.jpg
ТНПО-160

Основным прибором наблюдения механика-водителя является призменный ТНПО-168В. Для ночного вождения танка мехвод имеет электронно-оптический 1-кратный прибор ТВНЕ-4Б. Угол обзора – 36 град, дальность видимости – от 60 до 120 м. Для подсветки при недостатке естественной освещённости используется фара ФГ-125 с ИК-фильтром.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032576/147284/w-5tCZhu0no.jpg
ТВНЕ-4Б

Прочее оборудование

Оснащением Т-72А ничем не выделяется среди своих современников. Для ориентирования применяется гирополукомпас ГПК-59. Радиостанция ультракоротковолновая телефонная с подавителем шумов и частотной модуляцией Р-123М. Диапазон частот – 20-51,5 МГц, разбитый на два поддиапазона. Дальность – 20 км в обычном режиме и 13 при включённом подавителе шумов. Связь внутри танка обеспечивается танковым переговорным устройством Р-124. Для откачки воды при преодолении водных преград имеется насос. Всё это питанием обеспечивают 4 аккумулятора 12СТ-85Р на 350 А*ч и стартер-генератор СГ-10-1С.
https://pp.userapi.com/c851032/v851032576/147293/uIqxqryru6U.jpg
Р-123М