Огнёмётный танк ТО-55

Танк ТО-55 был разработан в 1957 г. в Харькове на заводе № 75 конструкторским бюро под руководством главного конструктора А.А. Морозова. Танковый огнемет был разработан в СКБ-1 завода коллективом конструкторов под руководством М.С. Озерского. Танк разрабатывался на базе среднего танка Т-54Б и имел заводское обозначение «Объект 482». Опытный образец машины был выпущен заводом в декабре 1958 г. В период со 2 марта по 15 июля 1959 г. он прошел испытания на ННИБТ полигоне. На вооружение огнеметный танк был принят приказом министра обороны СССР от 17 января 1960 г. Его серийное производство с использованием базы танка Т-55 было развернуто в 1961 г. на заводе им. Октябрьской революции (заводе № 174) в Омске и с 1968 г. по 1973 г. - в Харькове на заводе им. Малышева. Танк был снят с вооружения в 1997 г. Всего было выпущено 830 огнеметных танков ТО-55.

Танк ТО-55 являлся дальнейшим развитием огнеметного танка ТО-54 и отличался от него применением базы танка Т-55 и конструкцией огнеметной установки. Пороховой автоматический огнемет АТО-200, установленный в башне вместо спаренного пулемета ПКТ, был стабилизирован вместе с пушкой Д10-Т2С в двух плоскостях наведения. Прицельное огнеметание при использовании прицела ТШ2Б-22 было возможно не только с места, но и с хода одиночными выстрелами или очередями по 3-5 выстрелов со скорострельностью до 8 выстр./мин. По сравнению с огнеметным танком ТО-54 максимальная дальность огнеметания возросла со 160 до 200 м. При бое в городе огнеметные танки ТО-55 могли вести огнеметание по окнам и чердачным помещениям до пятого этажа зданий с дистанции 130-160 м. Дальность прямого выстрела при встречном ветре 3 м/с по цели высотой 2 м составляла 110 м.

Автоматический танковый огнемет АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим поджигом струи. Процесс огнеметания был полностью автоматизирован. Огнемет состоял из цилиндра с поршнем, передней и задней крышек, задвижки, каморного барабана, автоматики, системы пиротехнического зажигания (ПТЗ) и системы предохранения. Задвижка огнемета АТО-200 в отличие от задвижки огнемета АТО-1 танка ТО-54 была выполнена с подвижной иглой и неподвижным насадком. Цилиндр огнемета перед выстрелом заполнялся огнесмесью из бака за счет давления сжатого воздуха, подававшегося из десятилитровых баллонов по трубопроводам через понижающий воздушный редуктор диафрагменного типа. Для выбрасывания огнесмеси из цилиндра огнемета использовалась энергия газов от сгорания порохового заряда.

Выбрасываемая из насадка смесь воспламенялась от факела пламени, образовывавшегося при сгорании пиротехнического состава зажигательного патрона ЗП-2. Для удаления остатков огнесмеси из насадка, а также для предотвращения попадания ее на танк, в конце огневого выстрела производилась продувка насадка частью пороховых газов. Для предотвращения случайного выстрела из огнемета вместе с выключателем электроспуска пушки устанавливался выключатель системы пиротехнического зажигания в электрооборудовании огнемета АТО.

Оборудование огнемета АТО-200, размещавшееся в корпусе и башне, включало в себя воздушную и гидравлическую системы, а также электрооборудование огнемета. Бак для огнесмеси емкостью 460 л размещался в носовой части корпуса. Для огнеметания применялись огнесмеси СКС-О (СКС-15, СКС-30) или ВВЦ. Огнесмесь СКС-О представляла собой разбавленный раствор синтетического каучука в смеси бензина, керосина и толуола, а огнесмесь ВВЦ - комбинированное горючее, загущенное порошком ОП-2. Кроме того, при стрельбе из огнемета допускалось применение огнесмеси АП-7, однако при этом дальность и эффективность огнеметания были меньшими.

В боекомплект танка входили 25 выстрелов к пушке, 750 патронов к курсовому пулемету ПКТ, 12 пороховых и 12 зажигательных патронов к огнемету. Емкость бака для огнесмеси обеспечивала производство 12 огневых выстрелов. Кроме того, в танке укладывались 7,62-мм автомат АК-47 с боекомплектом 300 патронов, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 20 сигнальными патронами. Выстрелы к пушке размещались в стеллажных и хомутиковых укладках в корпусе и башне танка. Патроны к курсовому пулемету ПКТ, гранаты, автомат АК-47 и патроны к нему, сигнальный пистолет с сигнальными патронами располагались так же, как на танке Т-55. Пороховые и зажигательные патроны в походном положении укладывались в ящик на кожухе аккумуляторных батарей и снаряжались в каморный барабан и барабан пиротехнического поджига только при подготовке к стрельбе. Масса порохового патрона составляла 1,34 кг, зажигательного - 105 г. С декабря 1969 г. танк выпускался с зенитно-пулеметной установкой, оснащенной 12,7-мм пулеметом ДШКМ, с боекомплектом к нему 300 патронов.

Броневая защита корпуса и башни танка была сохранена на уровне базовой машины, однако в связи с установкой огнемета и огнеметного оборудования в конструкцию корпуса и башни танка Т-55 были внесены некоторые изменения. В лобовой части башни вместо амбразуры для спаренного пулемета было сделано отверстие для вывода насадка огнемета. Для защиты деталей огнемета от поражения пулями и осколками снарядов к башне приваривалась труба, одновременно являвшаяся опорой для цапф подвижной бронировки насадка. Для защиты насадка была введена подвижная бронировка, которая соединялась с броневой маской пушки Д10-Т2С специальной тягой. В правой передней части донного листа башни было сделано отверстие для выпуска газов из цилиндра огнемета. Часть выпускных газов по специальной трубке направлялось к шаровой опоре для продувки насадка огнемета после выстрела.

Претерпела изменения топливная система двигателя. Вместо топливных баков-стеллажей устанавливался бак для огнесмеси емкостью 460 л, к которому приваривался топливный отсек. За баком для огнесмеси устанавливался передний топливный бак. Средний топливный бак, располагавшийся у правого борта, был сдвинут в сторону кормы корпуса. Общая емкость топливных баков, включая наружные баки, составляла 750 л. Запас хода по шоссе достигал 380-400 км. Оборудование ОПВТ танка было дополнено чехлом задвижки огнемета, который после преодоления водной преграды должен был снят одним из членов экипажа. Передняя часть защиты насадка уплотнялась чехлом из прорезиненной ткани и уплотнительной прокладкой, которые крепились с помощью хомута. Остальные боевые и технические характеристики танка ТО-55 были такими же, как у базового танка.

Технические характеристики танка ТО-55.
Боевая масса - 36,5 т;
экипаж - 4 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм, пулемет - 7,62 мм; огнемет - 1;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.);
максимальная скорость - 50 км/ч.
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/tank … -to-5.html
https://pp.userapi.com/c841423/v841423745/54510/0xG29lsTvgQ.jpg

Подпись автора

История и политика