БА – детище программы массового ремонта и модернизации имеющихся Т-72Б до уровня обр. 1991 г. Сперва до искомого объекта подражания не дотягивали, но в итоге по части характеристик ушли даже вперёд, хотя это всё равно недостаточно на сегодня и потому стали модернизировать по программе Т-72Б3. Была попытка модернизировать Т-72Б1, но, по всей видимости, машина осталась в единичном экземпляре. Всего в войсках несколько сотен Т-72БА, стоящих на службе во всех военных округах страны. Программа модернизации завершилась в 2010-2011 годах с появлением Т-72Б3.
https://pp.userapi.com/c851332/v851332342/143eb0/XMWVMKunASo.jpg
Т-72БА

https://pp.userapi.com/c851332/v851332342/143eb8/U19obvw5Ej0.jpg
Единственный и неповторимый Т-72БА1

Вооружение

В сравнении с Т-72Б не изменилось.

Подвижность

Самые первые машины должны оснащаться двигателем В-84МС, такой же устанавливался на Т-90 обр. 1992 г. Это прямое развитие В-84 Т-72Б, отличающееся установкой выпускных коллекторов с сильфонными компенсаторами, предназначенными для демпфирования температурных расширений возникающих из за нагрева корпуса выхлопными газами. Машины оснащаются гусеницами с параллельным РМШ.
https://pp.userapi.com/c851332/v851332342/143ec0/TFOpSnI4zK8.jpg
Сильфон Т-72БА с двигателем В-92С2

С 2003 года стал устанавливаться четырёхтактный многотопливный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2 мощностью на стенде 1000 л.с. При том же рабочем объёме, что и В-46-6, и В-84, этот двигатель имеет 400 кгс*м при 2000 об/мин, расход топлива 156 г/л.с.*ч. Система охлаждения с алюминиевыми радиаторами, воздухоочистки с длинной конфузорной трубой взяты от Т-90А. Вероятно, усиливалась трансмиссия. Это позволило добиться неплохой тяговооружённости (которая в какой-то мере сжирается старой трансмиссией) и повысило динамические характеристики танка.

Часть танков так и не была оснащена В-84МС и В-92С2.
https://pp.userapi.com/c851332/v851332342/143ed6/pP9pI6KttV4.jpg
Т-72БА со старым двигателем без сильфона

Защита

От обычной Бэшки здесь отличия минимальные – усилена ПМЗ за счёт установки дополнительных рёбер жёсткости. Такое может помочь только от слабых СВУ, но никак не от современных противотанковых мин (хотя современной противотанковой мине любая ПМЗ не проблема). В остальном защита абсолютно идентична Т-72Б с КДЗ Контактом-1 или с Контактом-5 соответственно.

Прицелы и приборы наблюдения

С самых первых машин Т-72БА оснащался ёмкостным датчиком ветра ДВЕ-БС (датчик ветра ёмкостной с блоком сопряжении), собственно, это и есть одно их главных внешних отличий от немодернизированных Бэшек. Вместо 1А40-1 устанавливался 1А40-1М, отвечающий за ввод поправок от датчика ветра. В статье Хлопотова по Т-72БА указывалось, что с 2005 года устанавливался прицельный комплекс 1А40-М2, однако, какой либо информации о существовании этого комплекса вообще нет.
https://pp.userapi.com/c855432/v855432856/68a31/cKb2E6TECKk.jpg
Датчик ветра с блоком сопряжения

Для управления машины ночью стал устанавливаться прибор мехвода ТВН-5 с дальностью видения, в зависимости от режима, от 80 до 120 м и полем зрения в 33 град. Возможно, устанавливались более совершенные ТВН-5М, но достоверных данных нет. Для командира заменили ТКН-3 на ТКН-3МК, имеющий ЭОП 2+ поколения. Возможно, ставился и ТКН-3М с ЭОП 1+ поколения. Какое-то количество оснащено старыми ТКН-3.
https://pp.userapi.com/c851332/v851332342/143edf/-0M7cKBtJhg.jpg
ТВН-5 в полном комплекте

По другим данным БА так и оснащались 1А40-1, в частности, именно это и указано в ТО.

Изменения, вносимые в плане прицелов и наблюдения Т-72БА больше носят косметический характер и отвечают больше требованиям 70-х годов прошлого века.

Прочее оборудование

Здесь также не внесено больших изменений. Из единственного можно назвать радиостанцию Р-173М, отличающуюся от стандартной наличием канала передачи цифровой информации со скоростью 16 б/сек. Причём эта радиостанция ставилась не на все танки.