Ранее, начиная с конца 90-х, по экономическим причинам Т-80БВ стали постепенно списывать из рядов российской армии, но недавно, при формировании арктических подразделений снова стали идти в войска. Сейчас они снова списываются, заменяясь на Т-80БВМ. Непонятна ситуация с БВ на Дальнем Востоке – информации оттуда кот наплакал. Так что пока можно говорить с уверенностью только то, что у нас их около 200-300 машин у морпехов, в Кантемировской дивизии и на Дальнем Востоке и поставки продолжаются — только в конце 2018 — начале 2019 армия получили 160 (скорее 164) Т-80БВ.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016342/6b311/oG4sA-0PALY.jpg
Т-80БВ Кантемировской дивизии

Вооружение

По своему основному составу соответствует Т-72Б – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 (от 2А46М отличается тем, что заряжание идёт с помощью МЗ, а не АЗ) со спаренным ПКТ и КУВ (только на Т-80Б стоит 9К112-1) и ЗПУ с Утёсом. А теперь по порядку. Наличие МЗ имеет свои плюсы – БК первой очереди составляет 28 выстрелов – рекордное на сегодня количество, да и перезарядка несколько быстрее (хотя большую роль в скорострельности играет наличие СУО). Сам БК составляет 38 выстрелов (меньше, чем у Т-72, но в бою всё равно мало кто возит снаряды вне карусели). Углы наведения по вертикале аналогичны 72-кам.

Пулемётное вооружение, аналогичное по комплектности, незначительно уступает 72-кам. Причина – боезапас спаренного пулемёта всего 1250 патронов. Это рекордно малый БК среди ОБТ. Возможности зенитного вооружения аналогичны.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a9b1/HXdxnCUhr5U.jpg
Схема КУВ 9К112-1

В отличие от Т-72 и Т-64, на 80-ках денег не экономили и все машины оснащены ракетным вооружением. КУВ 9К112-1 обеспечивает стрельбу ракетами 9М112М с БЧ 9Н124, имеющей пробиваемость порядка 600-650 мм гомогенной брони, на 4 км с управлением по радиоканалу. В отличие от КУВ с лазерным наведением, где всё встроено в прицел-прибор наведения, радиокомандное наведение выделяется на танке отдельным антенным блоком ГТН-12 перед люком командира. Плюсом перед 9К120 является возможность стрельбы на ходу. Но есть и минусы – сложность всей схемы (фактически размещённая по всей башне) и излучение антенны опасно для людей, находящихся до 100 м перед танком. Однако, 9М112М уже достаточно старые и не факт, что сейчас находятся в боеспособном состоянии.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016342/6b322/FbZMNdNb708.jpg
ТУР 9М112

https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a9ba/cWG7ImKYnk0.jpg
Антенный блок ГТН-12 на башне Т-80Б

Подвижность

Высокая подвижность – один из главных плюсов перед Т-72Б и один из серьёзных минусов 80-ки сегодня. Двигатель у Т-80БВ газотурбинный трёхвальный с двухкаскадным турбокомпрессором ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. на стенде. Это позволяет разгонять 44-тонную 80-ку максимум до 70 км/ч, по грунтовой дороге – до 45 км/ч, по шоссе – до 65 км/ч. Преимущество перед 72-кой небольшое, при движении в большой колонне вообще сходит на нет, зато по пересечённой местности 80-ка идёт гораздо уверенней, тем более, что управление несколько удобнее и выше плавность хода. Назад же скорость гораздо выше – 11 км/ч. Ещё к плюсам относится быстрый запуск зимой, малошумность. Всё это сделало танки с ГТД любимцами танкистов.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016342/6b334/Qf6n_FvETrI.jpg
ГТД-1000ТФ

А теперь то, почему ГТД является минусом Т-80БВ. Во-первых, эти двигателя не производятся, а запасы законсервированных не бесконечны. Во-вторых, это продолжение разунификации в танковых войсках, ведущей свою родословную с 50-х годов прошлого века – эксплуатация 6 двигателей, 2 из которых газотурбинные, не лучшим образом сказываются на логистике, обучении персонала и финансах. В-третьих, потребление топлива гораздо выше, чем у дизелей. У ГТД-1000ТФ оно равняется 230 г/л.с.*ч, что даёт общий расход в 253 кг/ч против 153 кг/ч для В-84 и 156 кг/ч для В-92С2. Если же вести расход в литрах, то для ГТД выйдет 326 л/ч (топливо РТ по ГОСТ 10227-86* плотностью 775 кг/м3) против 178 л/ч и 181 л/ч (топливо Л-0,2-40 по ГОСТ 305-82 плотностью 860 кг/м3) своих дизельных коллег. Запаса хода с двумя 200-кг дополнительными бочками запаса в 2200 л (из них 1100 во внутренних баках) хватает на 600 км, а расход топлива по грунтовой дороге доходит до 790 л на 100 км.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016342/6b33d/pF9rySkXaLM.jpg
Трансмиссия на Т-80БВ механическая, с гидравлическим включением фрикционных элементов, состоящая из двух основных сборочных единиц, каждая из которых конструктивно объединяет бортовую коробку передач и бортовой редуктор. БКПП – планетарные, с фрикционным включением, имеющие четыре передачи вперёд и одну назад. В силу особенностей конструкции газотурбинного двигателя, состоящей из двухвальной схемы и разобщения турбины компрессора (передающей мощность) и силовой турбины (принимающей мощность), и вытекающей из этого плохой приёмистости, увеличение скорости оборотов происходит значительно дольше по времени, соответственно и разгон танка по времени увеличивается, тем самым проигрывая дизельным двигателям с сопоставимой тяговооружённостью. Также конструкция имеет большие потери мощности (19,1% в сравнении с 11,3% у Т-72 с В-46-4).

Ходовая шестикатковая с 5 поддерживающими катками на борт. Диаметр опорного катка 670 мм. Гусеница с параллельным резинометаллическим шарниром с обрезиненной беговой дорожкой массой 1767 кг. Подвеска индивидуальная, торсионная, с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом опорных катках обеспечивает высокую плавность хода, опережающую остальные отечественные ОБТ. Вместе с тихим двигателем, ходовая обеспечивает крайне малошумное движение, что даёт возможность скрытного перемещения у линии фронта. Но, как всегда, есть и минусы – стоимость ходовой и потери на трение гораздо выше, чем у 72-ек, а износоустойчивость ниже.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016342/6b346/lBtZYYDJyzY.jpg
Ходовая танков серии Т-80

https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a884/cugpE9Yh15s.jpg
Амортизация ходовой Т-80 и обрезиненная беговая дорожка гусениц

При использовании ОПВТ танк может преодолевать водоёмы глубиной до 5 м. Ширина же преграды лимитируется только запасами топлива благодаря воздушной системе охлаждения с продувкой охлаждающего воздуха двумя вентиляторами через масляные радиаторы двигателя и трансмиссии.

В сумме получаем, подвижность Т-80БВ примерно равнозначна Т-72Б – на поле боя 80-ка превосходит 72-ку за счёт более мощного двигателя (хотя, опять же, в плане разгонных характеристик всё не так просто), по возможностям переброски на поезде, тягачах и других транспортных средствах – паритет, тогда как в длительных маршах своим ходом скажется прожорливость ГТД.

Защита

Пассивное бронирование Т-80БВ не так было подвержено изменениям, как у Т-72А и тем более у Т-72Б. Самые первые БВ были сделаны на базе выпущенных Т-80Б. Их ВЛД была четырёхслойной – 60 мм стали, два слоя по 50 мм СТБ и тыльный 45-мм стальной лист. Стальные детали выполнены из стали БТК-1 повышенной твёрдости, что дало защиту, по заявлениям, в районе 380 мм от БОПС. Возможно, в армии и остались машины с такой ВЛД. Как и другие ОБТ, 80Б проходили модернизацию по программе Отражение и получили аж 30-мм лист. Таким образом, с определённой долей вероятности можно сказать, что защита от М111 до усиления была несколько меньше, чем у Т-72А. В конце 80-х танки стали оснащаться НДЗ Контакт-1, а вновь произведённые получили усиленную ВЛД – 50 мм стали, 35 мм СТБ, 50 мм стали, 35 мм СТБ и 50 мм стали. Возможно, между 3 и 4 слоями есть 10-мм промежуток воздуха. С учётом ДЗ стойкость составляет примерно 570 мм от БОПС и 820 от КС. НЛД прикрыто резинотканевым экраном, который, по словам танкистов, ещё и защищает от «дельфинов».
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a845/WaDxOWbt5Ko.jpg
Варианты бронирования ВЛД Т-80БВ

Борт корпуса защищён основным 80-мм бронелистом и резинотканевым экраном, усиленным стальными пластинами (так называемые силовые экраны). Блоки динамической защиты расположены узкой полоской вдоль надгусеничных полок, хотя, по идее, там итак самое защищённое место борта. Почему не расположили контейнеры на экранах (тем более, что, в отличие от Т-72, МЗ занимает больше площади в проекции и меньше закрыт катками) – остаётся загадкой. Экраны имеются двух типов – постоянной ширины и с выступами для подножек.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a88e/77gWdo8tZGw.jpg
Защита борта Т-80БВ с экранами первого типа

https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a8aa/PVO--e20hE0.jpg
Устройство силового экрана Т-80БВ. Сам экран, как видно по подножкам, второго типа

Башня литая, со 110-120 мм наружным стальным слоем, 180-200 мм нишей под песчаный наполнитель и 120-130 мм внутренним слоем. За всю историю производства Т-80Б и Т-80БВ не менялась. Контакт-1 ставится так же, как и на Т-72АВ – под углом, благо габарит небольшой и мехводу не мешает. Защита с учётом ДЗ составляет примерно 420 мм от БОПС и 760 мм от КС.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a8cd/0FbI_Wc2_8o.jpg
Засветившийся на одном из совещаний разрез башни Т-80Б

Защита от оружия массового поражения в целом аналогична применяемой на других советских ОБТ, за исключением аппаратуры управления – если у 72-ек это 3ЭЦ11-3, то на 80-ке – 3ЭЦ11-2. Несколько отличается и ППО – 15 термодатчиков и один ручной огнетушитель ОУ-2.

Система постановки дымовых завес представлена ТДА (время действия до 10 мин) и восемью гранатомётами 902Б Туча, которые, в отличие от 72-ек расположены по обе стороны башни группами по 4 штуки.

Также имеется и встроенное оборудование для самоокапывания. Можно устанавливать и разнообразные тралы.

Защита Т-80БВ подтвердила свою надёжность против ручных гранатомётов с моноблочными БЧ в Грозном. Танки выдерживали до 12 попаданий и уходили с поля боя. Танк, как и Т-72АВ/Б/БА, сможет показать себя в локальных войнах. Но, в отличие от собратьев, есть несколько крупных минусов – более слабая защита борта и башня, так и не получившая усиления и равная по бронированию старым башням ранних Т-72А.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a8d5/5vI2PSrLaPk.jpg
Т-80Б без навесного оборудования. Видно, что габарит щёк башни достаточно скромный.

Прицелы и приборы наблюдения
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a9a0/fJgPDSQsFTE.jpg
Устройство СУО 1А33

В отличие от 72-ек, на Т-80БВ установлена СУО 1А33-2 Обь, в состав которой входят прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, датчики крена, курсового угла, скорости, датчик ветра 1Б11, преобразователь напряжений ПТ-800 и электрогидравлический стабилизатор 2Э26М. Прицел-дальномер 1Г42 имеет переменную кратность 3,9-9, поле зрения в 20-8,4 град. Лазерный дальномер позволяет измерять дальность от 500 до 4000 м с погрешностью 25 м. Баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки с учётом дальности, направления движения, крена и скорости танка, бокового ветра, относительного перемещения цели и типа снаряда. Блок разрешения выстрела не даёт делать выстрел из пушки и пулемёта, если фактическое положение пушки отклоняется от заданного на 2,5-4 угловые минуты.
https://pp.userapi.com/c854016/v854016856/6a98e/wC3Tdy9WJJg.jpg
Датчик ветра 1Б11

Для ведения боя ночью используется прицел ТПН-3-49, не входящий в состав СУО.

Приборы наблюдения аналогичны устанавливающимся на Т-72, за исключением нескольких моментов – командир используется модернизированный ТКН-3В, у наводчика установлен лишь один прибор наблюдения ТНПА-65, зато мехвод имеет целых три ТНПО-160, что сильно улучшает обзор.

Обь имеет несомненные плюсы перед 1А40, что в случае боя с серьёзным противником, одинаково пробивающим и Т-72Б, и Т-80БВ, даст преимущество 80-ке. Украинские Т-64БВ с 1А33, выступавшие на Strong Europe Tank Challenge 2017, достаточно хорошо показали себя в стрельбе. Но это не меняет факта, что СУО сильно устарела, особенно для ведения боёв в сложных условиях.

Прочее оборудование

Здесь так же больших отличий от 72-ек нет. Генератор на танке – ГС-18МО, радиостанция – Р-123М с ТПУ Р-124, аккумуляторы – 12СТ-85Р, гирополукомпас – ГПК-59.