Одетые в броню

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Танки семейства Т-54/55


Танки семейства Т-54/55

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Т-54/55

Т-54 — советский средний танк. Принят на вооружение Советской Армии в 1946 году, серийно выпускался, постоянно модернизируясь, с 1947 года. С 1958 года выпускалась его модификация под названием Т-55, приспособленная к боевым действиям в условиях применения ядерного оружия. В 1962—1967 годах он в основном был сменён в производстве танком Т-62, созданным на его базе, но на ОЗТМ его выпуск продолжался вплоть до 1979 года. Также в ряде стран выпускался сам Т-54/55, либо его модернизированные или приспособленные к местным условиям варианты. Всего, с учётом производившихся в других странах вариантов, было выпущено до 100 000 Т-54/55, что сделало его наиболее многочисленным танком в истории.

Т-54/55 экспортировался и стоит на вооружении во многих странах, использовался в большинстве послевоенных локальных конфликтов. Танк стал известен своей высочайшей надёжностью и простотой, высоко оценивавшимися многими экспертами. По оценкам специалистов, продолжит оставаться в строю в течение десятилетий. На протяжении всей Афганской войны основным танком в танковых подразделениях ОКСВА были Т-55 и Т-62. Несмотря на наличие в достаточном количестве более современных и мощных танков на то время и постоянную модернизацию лёгкой бронетехники в мотострелковых и воздушно-десантных подразделениях ОКСВА, её танковый парк оставался без изменений все 9 лет войны, что было обусловлено отсутствием современных танков в частях Советской Армии на южных границах СССР и ограниченным числом противотанковых средств у моджахедов.
http://voinanet.ucoz.ru/index/t_54_55/0-4707
http://sg.uploads.ru/yUieD.jpg

2

Как в Омске пытались скрестить Т-55 с Т-72 и Т-80 (Т-55М6)

Выпущенные в СССР, а также в Польше и Чехословакии танки типа Т-54/55 являются до сих пор самыми распространенными в мире. Они до сих пор в значительных количествах используются армиями разных стран. Кроме того, Китай в течение длительного времени выпускал их клоны под названиями Тип 59/69/79. Поэтому неудивительно, что в различных странах пытались самостоятельно модернизировать эти бронемашины.

Не остались в стороне инженеры и конструкторы из Омска, которым, что называется, сам Бог велел начать заниматься работами в данной области, как-никак "Омсктрансмаш" выпускал "пятьдесятпятки" аж до 1979 года, до запуска там в серию ленинградского турбинного Т-80Б.

И вот в 2001 году на выставке в Омске миру явили совершенно диковинную версию заслуженного танка, которая получила обозначение Т-55М6. Многие из гостей выставки оценили показанную модернизацию, как сенсацию. Еще бы - на старый корпус была водружена башня от более современного Т-72Б с 125-мм пушкой и со встроенной динамической защитой в лобовой проекции. В задней части башни виднелся массивный короб, в котором должен был размещаться автомат заряжания на 22 выстрела.

Тогда сообщалось, что в крыше короба, укрытого на выставке маскировочной сетью, должны были размещаться вышибные панели, для того, чтобы при детонации боекомплекта направлять энергию взрыва вверх.

Ранее такое решение было уже опробовано на западных машинах и, по опыту боевых действий, значительно повысило живучесть танка.

В результате экипаж был сокращен до 3 человек. Оставшийся боекомплект планировали укрыть в защищенной укладке.

Автомат заряжания омского ФГУП КБ «Трансмаш»
Всех присутствующих на выставке поразило, что в ставшей шестиопорной ходовой части были применены не только "родные" катки от Т-55, но также от Т-72 и Т-80. Конструкторы как-бы демонстрировали, что по желанию заказчика могли установить катки от любой машины.

Поскольку масса танка вплотную приблизилась к 44 тоннам, то мощности штатного двигателя уже не хватало, и на Т-55М6 был установлен движок в 690 л.с. Правда, и эта модернизация не сильно повысила скоростные возможности танка. Как и базовая машина, он развивал 50 км/ч. Запас хода составлял около 500 км.

Как рассказывали участники выставки, на данный танк можно было бы установить газовую турбину от одной из модификаций Т-80 при условии замены штатных опорных катков на те, что установлены на восьмидесятке. Правда, учитывая емкость топливных баков, газовая турбина сильно уменьшила запас хода.

К тому же, большинство потенциальных заказчиков модернизации бедны, им ГТД было просто не по карману. И, поэтому, разговоры о газотурбинном Т-55 больше похожи на байки.

К сожалению, данная версия машины не нашла потенциальных заказчиков, и этот Т-55М6 так и остался в статусе ходового макета.
http://otvaga2004.ru/novosti/t-55-t-72-t-80/
https://pp.userapi.com/c638926/v638926630/d1d1/RxQrXN7ZFA8.jpg
https://pp.userapi.com/c638926/v638926630/d1c8/MoLg7uwb8qE.jpg

3

Т-55М5

Модернизация Т-55. На танке была установлена: встроенная динамическая защита башни и корпуса, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-46-5М, мощностью 690 л.с. (ранее В-55У мощностью 620 л.с.), новая автоматизированная система управления огнём, теплозащитный кожух на ствол пушки, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», зенитный пулемёт, система противопожарного оборудования, современные средства связи, комбинированный прибор механика-водителя ТВК-3 и модернизированный прибор командира ТКН-1СМ. Усилена ходовая часть. Возможна установка комплекса управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион».
https://pp.userapi.com/c841631/v841631868/2f35d/JfVuUEtC4NY.jpghttps://pp.userapi.com/c841631/v841631868/2f364/iiKdIGVwKFw.jpg

4

Башня танка Т-54 обр. 1949 года в ходе модернизации доведенного до уровня Т-54Б.

https://pp.userapi.com/c841228/v841228644/36313/RoK1EyQyJ9k.jpg

5

Подробно о Т-55М6 по запросам трудящихся.

В 2001 году в Омске на выставке были показаны Т-55М5 и Т-55М6. Вариант М5 по факту представляет бюджетный вариант М6 с родным вооружением и без изменения корпуса. Так что более интересна нам 6-ка - внебрачное дитя Т-55, Т-72 и Т-80.

Защита

100-мм лобовая броня даже с ВДЗ к начале 21-го века, мягко скажем, тянет больше на среднюю БМП, поэтому поверх родной бронеплиты установлен толстый комбинированный пакет (примерно 150 мм), поверх которого навешена ВДЗ Контакт-5 с оригинальной системой крепления, причём без дыр. НЛД здесь - боковая часть комбинированного пакета. Борта корпуса защищены экранами по типу Т-80У. Поставили ППО. Родная башня заменена на колпак от Т-72Б (что сократило экипаж до 3 человек) с несколько переделанной установкой ВДЗ Контакт-5. Так что эта 55-ка защищена возможно даже лучше Т-72 с К-5, по крайней мере - дыр в защите гораздо меньше. Из-за таких усилений пришлось удлинять ходовую, добавив 6-й каток от Т-80 спереди. Так что Т-55М6 стал вторым в мире танком классической компоновки после Т-64, у которого длина с пушкой вперёд меньше, чем с пушкой назад. Что интересно - усиленная бронезащита вместе с первым опорным катком и направляющим колесом выделены в отдельный носовой узел.

Вооружение.

С башней от 72-ки перекочевала и 125-мм 2А46М с КУВ, и ЗПУ с Утёсом. Только вот с небольшой корпус 55-ки 72-ечный АЗ никак не хотел влезать, и пришлось омичам ставить забашенный АЗ на 22 бабаха по типу Чёрного орла. Плюсом такого решения является изоляция экипажа от БК (если дополнительный в БО не брать). Ещё и скорострельность выше, проще модернизировать для длинных ломов, возможность быстрой замены в бою на заряженный АЗ, выше надёжность... Всё бы ничего, но защита этого счастью - по факту противопульная, КПВТ уже, скорее всего, не выдержит.

СУО

Всей этой радостью помогает управлять либо родная 1А40 72-ечной башни, либо 1А33, либо, для желающих раскошелиться, 1А45 от Т-80У. Так что 55-ка вполне уделывает 72-ки без Сосны и в плане боевой мощи. Усовершенствовали и приборы наблюдения, и связь.

Подвижность

А тут всё очень плохо, как для ОБТ. Родной двигатель явно не тянул почти 45-тонный танк (чуть выше Т-72Б), потому поставили 690-сильный В-46-5М. В итоге удельная мощность - 15,3 л.с. на тонну. Проходимость тоже не выдающаяся. Поэтому в идеальной версии Т-55М6 предлагалось установить ГТД от Т-80.

Что в итоге

А в итоге получаем неплохой ОБТ ценой в лучшей комплектации более миллиона долларов. Для имеющих мало шекелей - проще купить те же ранние 72-ки или кучу Т-54/-55/Тип-59 у третьих стран, а кто богаче - уже засматривались на Т-72М1 n-ой версии и Т-90, да и антиреклама советской бронетехники во время Бури в пустыне и Первой чеченской делали своё дело. Сама 55М6 так и не сделала ни одного выстрела - на выставке показали ходовой макет. Где он сейчас находится - неизвестно.
https://pp.userapi.com/c840522/v840522345/214e0/eEo0h5jAk_I.jpg

6

Создание танка Т-55 и саботаж в сборочном цехе

Общеизвестно, что советский средний танк Т-55 был создан на базе танка Т-54. Воспоминания знаменитого танкового конструктора Леонида Николаевича Карцева помогают понять, как процесс превращения Т-54 в Т-55 начался «снизу» без указаний «сверху», и с каким неожиданным противодействием пришлось столкнуться при производстве нового танка.

В описываемый период Карцев был генеральным конструктором «Уралвагонзавода»: «Как-то в Челябинске начальник бюро автоматики танкового КБ Сильченко рассказал мне, что он разработал для тяжелого танка автоматическую систему противопожарного оборудования, а кировцы (Ленинградский Кировский завод – ЛКЗ) не хотят ее внедрять. Я попросил его передать нам один комплект этой аппаратуры для испытаний. Вскоре мы испытали ее, установив на танке Т-54, и получили хорошие результаты.

Почти одновременно с этим из Харькова приехал начальник бюро трансмиссии и привез чертежи планетарной бортовой передачи, которая обещала быть значительно долговечнее цилиндрической. Испытатели с кубинского танкового полигона предложили вместо дымовых шашек установить термическую дымовую аппаратуру (ТДА). Так у нас образовался солидный задел для внедрения в производство.

Зрела мысль ввести эти новшества одновременно с накопленным заделом своих технических решений. И.В. Окунев (Иван Васильевич Окунев – директор «Уралвагонзавода» – М.К.) также отнесся к идее с энтузиазмом, но попросил… сделать так, чтобы введение всех намечаемых новшеств проходило не как модернизация, а как создание нового танка. Разделили обязанности: я отвечаю за конструкции и за результаты испытаний опытных образцов, Окунев – за внедрение в производство... Новой разработке присвоили название «объект 155».

Разработка оказалась успешной, и в середине 1957 года «объект 155» был принят на вооружение под названием «танк Т-55». Серийное производство планировалось начать с 1 января 1958 года.

Рабочие фальсифицируют ситуацию с укладкой выстрелов

«С началом производства танка Т-55 много было нареканий со стороны рабочих на укладку выстрелов вдоль перегородки моторного отделения. Рабочие жаловались на сложность подгонки перекладин, устраняющих касание снарядов друг о друга. Исследовав этот вопрос, я заподозрил, что рабочие-сборщики преследовали свои цели: добиться увеличения нормативов времени на подгонку. На рапортах в сборочном цехе этот вопрос поднимался ежедневно. Директор меня поругивал... Наконец, терпение мое лопнуло, и я решил доказать, что рабочие фальсифицируют ситуацию. После смены мы с конструкторами В.О. Дроботенко и Н.Н. Поповым пришли в цех и начали подгонять злополучные укладки. Работа оказалась не из легких: подгонишь перекладину, чтобы устранить касание снаряда в одном месте, а оно появляется в другом. Провозились мы с этим делом всю ночь, но стабильности в работе добились и две укладки сдали военпреду. На утреннем рапорте военпреды рассказали об этом директору. Реакция была соответствующая. Он обвинил работников сборочного цеха в саботаже и дал указание главному технологу завода срочно сделать в цехе-изготовителе макет укладки и проводить там подгоночные работы. Вопрос об этой действительно сложной укладке выстрелов больше не поднимался».

Завод за танки должен еще доплачивать?

При этом надо отметить, что у работников сборочного цеха были веские причины попытаться заморочить голову начальству, добиваясь максимального увеличения нормативов времени на подгонку перекладин. Они заботились о будущем…

Карцев писал: «Тогда ежегодно в феврале директивным порядком нормы выработки ужесточались на 15%. Если за изготовление какой-то детали платили, например, один рубль, то с 1 марта уже 85 копеек, а в следующем году 72 копейки и т.д».

Возникает вопрос – а если 7 лет подряд ежегодно расценки снижать, что же получится? Ужесточение на 105%?

Неслучайно один из коллег Карцева как-то при очередном снижении расценок пошутил: «Я уже много лет работаю на заводе, нормы каждый год ужесточаются, теперь завод за танки должен еще доплачивать, а не получать деньги».

Разумеется, до того, чтобы доплачивать за собственноручно изготовленную деталь дело не доходило. Выходы из этой ситуации находили: «Чтобы завод работал с прибылью, шли двумя путями: снижали трудоемкость изготовления за счет внедрения нового, более производительного оборудования или внедряли в производство новые образцы, закладывая в нормы «жирок» для их дальнейшего ужесточения. Например, трудоемкость изготовления танков Т-55 и Т-62 была практически одинаковая, а в связи с улучшением боевых характеристик последнего цена на него была на 15% выше, чем на танк Т-55».

Понятно, что и ранее боевые характеристики новых машин по сравнению со стареющими предшественниками улучшались, что и создавало «жирок», имея который можно было идти на ужесточение норм. Так и работала военная промышленность до 1965 года, когда в рамках так называемой косыгинской реформы ежегодное директивное снижение трудоемкости отменялось…
https://vpk-news.ru/articles/39595
https://pp.userapi.com/c834204/v834204982/2bf38/evemwRlNuPY.jpg

7

В молдавском селе в сарае у крестьянина найден танк

Необычная находка ждала сотрудников спецслужб Молдавии. В селе Варница в сарае у крестьянина они нашли танк. На кадрах его, правда, с трудом можно разглядеть - повсюду вещи, стройматериалы, прочий ненужный хлам. Как выяснилось, боевая машина не на ходу, стоит в разобранном виде.

Специалисты предполагают, что танк модели Т-54, такой стоял на вооружении у Советской армии. Как он попал в сарай, для чего его хранили - эти вопросы правоохранительный задавали хозяевам: 60-летнему мужчине и его 36-летнему сыну. Те вразумительного ответа не дали, путались в показаниях. Теперь части боевой машины отправят на экспертизу.
http://www.1tv.ru/news/2017-02-15/31992 … ayden_tank

8

Т-55МВ ВС Уганды на марше
https://pp.userapi.com/c841020/v841020599/50826/FYNkl0rB2xs.jpg

9

Интересные факты от ОвБ:

Во время разработки Т-55А обозначался как объект 607, а Т-55АК - как объект 615. В серийное производство танки были запущены под обозначениями объект 155А (Приказ МО СССР от 16 июля 1962 г.) и объект 155АК (Приказ МО СССР от 24 июня 1964 г.).
https://pp.userapi.com/c840723/v840723673/499f2/uxn4hiaLXgg.jpg

10

Монтаж пушки Д10-Т в танк Т-54
https://pp.userapi.com/c841422/v841422534/6578c/vhdJO3SqJuM.jpg

11

Подбитый Сирийский Т-55МВ

https://pp.userapi.com/c824411/v824411196/c847a/fWReZPpe2HM.jpg

12

Интересные факты от ОвБ:

С момента принятия решения о поступлении в серию Т-54 24 июня 1947 и до конца года в конструкцию танка было внесено 1490 различных изменений.

На фото: Т-54 обр. 1946 г. с пушкой ЛБ-1.
https://pp.userapi.com/c846221/v846221630/5140/MKbDWLbUkkA.jpg

13

Немножко из истории отечественного танкостроения. Очень часто упоминается, что после войнв некоторое время устаревший Т-34-85 был самым массовым, а гораздо более прогрессивный Т-44 так не смог его вытеснить... До появления Т-54. Но дело то как раз в том, что Т-54 и должен был стать основным... На фото - Т-54 образца 1945 года - т.е. танк, вышедший на испытания практически одновременно с Т-44. Согласно отчету о испытаниях цикл испытаний он прошел в марте-апреле 1945 года. И именно поэтому жизненный цикл "сорокчетверки" был такой недолгий... И мало кто в нем, этом первом прототипе нового танка, сможет опознать известную классику...
https://pp.userapi.com/c834104/v834104867/1074b7/b4aprJqFqTA.jpg

14

Как отличить Т-55 советского, польского и чехословацкого выпусков по лбу башни.
https://pp.userapi.com/c830209/v830209670/cdeae/YXyD09tIBPE.jpg

15

Бронекалендарь: 62 года назад 11 сентября 1956 года на вооружение Советской Армии был принят средний танк Т-54Б.
https://sun1-19.userapi.com/c831308/v831308713/195075/LRDe9vpXF3w.jpg
https://sun1-2.userapi.com/c831308/v831308713/195085/KQPm_Nyp-lU.jpg
https://sun1-11.userapi.com/c831308/v831308713/19508d/w7ojSNLwL4s.jpg
https://sun1-15.userapi.com/c831308/v831308713/19505d/VU-snKXQZ20.jpg
https://sun1-19.userapi.com/c831308/v831308713/195065/5uGHxwheO6c.jpg
https://sun1-13.userapi.com/c831308/v831308713/19506d/vJQlQqVD1f0.jpg
https://sun1-1.userapi.com/c831308/v831308713/19507d/wDhikAYGr6k.jpg

16

Т-55АМ2Б, Германский танковый музей, г. Мунстер, Германия
https://pp.userapi.com/c845218/v845218243/fc8bc/JUzsks5PwbM.jpg

17

Для обеспечения безопасной работы заряжающего в танке Т-54Б в отличие от более ранних модернизаций пол боевого отделения был сделан вращающимся. Вращение пола происходило синхронно с поворотом башни и осуществлялось через поводок, закрепленный хомутом на кронштейне сиденья наводчика. Для предотвращения поломки деталей пола в случае заклинивания вращающейся платформы на ее верхнем погоне устанавливалось кольцо сдающего звена. Применение вращающего пола потребовало изменения формы люка запасного выхода (срезали задний правый угол) и укладки одного артиллерийского выстрела на моторной перегородке. Люк запасного выхода и форсуночный подогреватель располагались на днище боевого отделения слева по ходу танка, а справа в заднем углу — баллоны ППО. На крышке люка с помощью ремня крепилась одна магазин-коробка к пулемету ДШК.
https://pp.userapi.com/c846417/v846417278/1575a5/RuoBtm1Wv6w.jpg

18

Танки хорватской армии Т-55 "Marina"

Осенью 1991 г. Т-55 широко использовались в боях в бывшей Югославии. Несмотря на то, что эти машины давным-давно уже считались устаревшими, они неплохо показали себя в этих сражениях. Слабость бортовой брони старых танков экипажи пытались компенсировать навешиванием на башни и корпуса своих боевых машин мешков с песком. Часто эти меры приносили положительный результат. Так, один Т-55 с надписью"MARINA" выдержал два попадания ПТУР, после чего экипаж этого танка уничтожил два бронеавтомобиля, один грузовик и один танк. Armed Сonflicts
https://pp.userapi.com/c633727/v633727495/3075e/EhKA6WtotYw.jpg

19

Одетые в броню написал(а):

Слабость бортовой брони старых танков

Это глупость- толщина бортового листа Т-54/55/62/64/72/80/90 рана 80 мм(МТО 70 мм), остальное только в наличии/отсутствии экранов(с/без НДЗ, решёток).

20

танкист написал(а):

Это глупость- толщина бортового листа Т-54/55/62/64/72/80/90 рана 80 мм(МТО 70 мм), остальное только в наличии/отсутствии экранов(с/без НДЗ, решёток).


Наверно все же имелись ввиду бортовые экраны с ДЗ.

21

Т-54Б полученный в ходе модернизации танка Т-54-2.
https://pp.userapi.com/c637931/v637931063/15eb/6Uxn6f7Wpvk.jpg

22

ARMSTRONG написал(а):

Наверно все же имелись ввиду бортовые экраны с ДЗ.

Резиновые экраны были и на Т-80БВ, только толку от них было мало.

23

Т-55 – танк всех времен и народов

Т-14 на платформе «Армата», южнокорейская «Черная пантера-2», европейский «Леопард-2» последних модификаций, израильская «Меркава» – страны разрабатывают современные, дорогие и баснословно дорогие танки, но в боевых сводках из горячих точек планеты мелькает совсем другая техника.

В Ливии, но особенно в Сирии, буднично воюют советские Т-62 из 60-х, Т-55 из 50-х и даже первый послевоенный танк СССР Т-54, принятый на вооружение в 1946-м.

Как же так?

Во-первых, танк есть танк. У Т-55 имеется 100-мм пушка, выстрел из которой так же, как полвека назад, очень не понравится всякому, кто окажется в зоне поражения осколочно-фугасного снаряда. Есть пять опорных катков, по которым резво бегает гусеница, и весьма надежный двигатель, чтобы ее крутить. Все это просто в эксплуатации и ремонтопригодно при наличии прямых рук и энтузиазма. Когда ничего больше нет, лучше с Т-55, чем без него.

Во-вторых, эти танки в свое время были весьма продвинутыми моделями, разработанными с внедрением передовых технологий и решений, что до сих пор сказывается.

В-третьих, что Т-55, что Т-62 выпущены чудовищными тиражами, и если Т-62 остается на вооружении дюжины армий, то Т-54/Т-55 можно найти в закромах трети стран планеты. Даже у нас, хоть и на хранении.

А значит, что мы еще не раз увидим эти танки в бою. Посему любопытно взглянуть на то, как их модернизируют, пытаясь приспособить к условиям современной войны, и есть ли у этого будущее.

Сидят за решеткой

Проблема ветеранов в том, что их бронирование безнадежно устарело. Его дырявит любая граната широко распространенных РПГ. А так как одной молитвы, похоже, не хватает, сирийские танкисты вовсю обшивают свои машины решетчатыми экранами. В качестве материала используют любой металл, какой удается найти и приспособить. Сварочный аппарат, пара дней работы и противокумулятивная защита готова. Легкая, быстро устанавливаемая и нередко бесполезная. Об эффективности решетчатых экранов спорят давно, однако наши оружейники, пожалуй, поставили точку в этом споре – правильно рассчитанные и грамотно установленные, решетки действительно работают. Взгляните на корму Т-14 или на Т-90М проекта «Прорыв-3», последний обзавелся сетчатой кольчужкой даже по погону башни.

Как там с расчетами у сирийских танкистов, неизвестно, но, думается, война селекционирует правильные решения. Бывает, что на свет появляются весьма нетривиальные подходы.

Идея усилить броню мешками с песком или даже землей совсем не нова – так советские танкисты спасались от фаустпатронов при штурме Берлина в 45-м. А как насчет резиновых экранов? Пространство между ними и броней бутят металлоломом для лучшего рассеивания кумулятивной струи. Выглядит это одеяние весьма отвратно, но, судя по всему, оно действительно защищает танк.

И самый необычный подход: использование дерева в качестве противокумулятивных экранов. В Сирии с лесами не очень, а в Азии такое бронирование встречается. Плюсы очевидны – древесина гораздо легче метала, при этом способна дать серьезную толщину, и в некоторых регионах планеты добыть ее гораздо проще, чем металл. Минусы тоже имеются, возможно, это просто не работает. Было бы интересно взглянуть на практические испытания такой брони.

Но лучше всех экранов от вражеских гранатометчиков защищает слаженная работа танка со своей пехотой – у РПГ все же радиус действия редко превышает 500 метров.

Скворечник

Другое дело – противотанковые ракетные комплексы. Они с успехом учатся уничтожать и современные танки, преодолевая активную защиту, и динамическую броню с расстояния стрельбы в несколько километров.

В сирийской армии родилось весьма оригинальное и дешевое средство противодействия – «Мираж», который дорос уже до третьего поколения и в России прозван «Скворечником». Суть проста: он слепит оператора ПТРК, мешая ему сопровождать ракету. Не то чтобы панацея, но все же обеспечивает защиту от некоторых видов противотанковых комплексов, например американского BGM-71 ТOW.

В принципе здесь сгодится любая пассивная защита, вплоть до мультиспектральных завес.

Советские бастионы

Все перечисленное можно смонтировать на танке если и не в полевых условиях, то уж на ремонтной базе точно. А если у вас есть время и деньги, можно тот же Т-55 прогнать через полную модернизацию в заводских условиях. В СССР такую программу разработали под названием Т-55МВ, и в сирийской войне эти танки показали себя весьма достойно. Тогда поставили все, что только было рационально. Тут вам и динамическая защита, прикрытая резиновыми противокумулятивными экранами, и новый двигатель, чтобы тянуть все это, и система управления огнем «Волна», серьезно добавившая экипажу очков видимости и вероятности попадания в цель. И главное – комплекс управляемого вооружения «Бастион», способный с расстояния пять километров пробить 600–750 миллиметров брони за динамической защитой.

Для своего времени круто, но сейчас все это весьма устарело. В принципе было бы желание, российские оружейники могли разработать и современный вариант подобной модернизации. Но если у вас есть деньги на такую переделку Т-55, лучше поднапрячься и купить у нас Т-72 экспортных модификаций.

А вот если у вас желание есть, но возможности покупать нет, стоит присмотреться к корейскому опыту.

И на дуде игрец
Северная Корея – страна небогатая, но жизнь под постойной угрозой американского вторжения заставляет крутиться. Еще в 70-е они получили от СССР лицензию на производство Т-62, а в 90-е начали нещадно их модернизировать. В результате сейчас корейцы имеют на вооружении «Сонгун-915» и «Чонма-216».

Бронирование бортов усилено резиновыми экранами, лоб прикрыт динамической защитой, а на башне в лобовой проекции стоят стальные или композитные блоки, прозванные «бровями Ким Ир Сена» по аналогии с аналогичными «бровями Ильича» у наших Т-62М.

“ Самый необычный подход: дерево как экран от кумулятивной струи ”
Поставили новую 125-мм пушку, как обычно, спаренную с 7,62-мм ПКТ. Но самое интересное дальше. На башне стоят два ПТРК «Бульсэ-3», которые, божатся корейцы, аналогичны по характеристикам нашему «Корнету» при дальности стрельбы до 5,5 километра. Там же две спаренные пусковые установки ПЗРК Hwa’Seong Chong, имеющих радиус действия пять километров по дальности и 3,5 по высоте. Плюс автоматический противопехотный гранатомет, тоже о двух спаренных стволах.

Стоит отдать честь корейским оружейникам – они не забыли про новую цифровую систему управления, оптику, дальномер, систему пожаротушения и приборы ночного видения. Имеются и жидкокристаллические экраны, и видеокамеры по бокам башни для лучшего обзора. Еще бы тепловизоры, вообще был бы огонь, но это корейцам, видимо, не по силам. Хотя, кто знает.

«Сонгун-915» несколько отличается: вместо «бровей» на башне – блоки динамической защиты, ПЗРК только один, автоматический гранатомет убран, зато стоит огромный 14,5-мм зенитный пулемет с широкими углами склонения.

Вообще корейцы вооружение тасуют: одно уберут, другое добавят. Главное – их танки, пожалуй, самые вооруженные в мире: ПЗРК, ПТРК, АГС, орудие танка и пулемет… И всем этим предстоит управлять наводчику и командиру.

Многие поговаривают, что это запредельная перегруженность экипажа. Но не думается, что корейцы действительно предполагают использовать все это сразу. Если экипажу удастся верно селектировать цели и правильно устанавливать приоритеты, то при должной выучке можно вполне успешно воевать.

Вспомним войну в Ираке, когда американцы сначала методично уничтожали танки противника ударами с воздуха и лишь затем отправляли в бой «Абрамсы». При этом использовать авиацию во время завязавшегося наземного боя американцы не очень любят. ПЗРК – это, конечно, не лучшее средство ПВО, но огрызаться можно и ими. По крайней мере безнаказанно уничтожать корейскую бронетехнику уже будет не так просто.

Опять же в столкновении с современным танком без пары ПТРК любая модернизация Т-62 будет беззащитна.

А спаренный АГС – хороший способ быстро накрыть гранатометчика, если, конечно, удастся его засечь. Вероятно, для этих же целей можно использовать и 14-мм пулемет, пусть совсем не так эффективно.

Резюмируем: корейские «Сонгун-915» и «Чонма-216» могут с той или иной степенью эффективности, но по отдельности отражать воздушную атаку, бороться с танками и пехотой противника. Но справиться со всем этим одновременно, естественно, не получится. Как, собственно, и у любого другого танка.

Судя по всему, сделать новый танк корейцы не могут, потому приходится выжимать максимум из Т-62. И у них это получается как ни у кого другого.

А теперь без башни

Но можно пойти и другим путем использования как Т-62, так и Т-55.

Израильтяне в 1967 году как-то оказались счастливыми обладателями сотен трофейных Т-54 и Т-55. Они заботливо модернизировали их, превращая в «Тираны», а когда завели достаточное количество «Меркав», переделали в тяжелые БТР «Ахзарит».

Тяжелые бронетранспортеры столь же полезная штука, как и тяжелая БМП, только обладают скромной огневой мощью.

Для начала израильтяне сняли с Т-55 башню и вытащили боекомплект, не только расширив внутреннее пространство, но и скинув вес. Выкинули старый двигатель и поставили современный, более мощный, но при этом компактный, таким образом сформировав коридор между внутренним десантным отделением и кормовой дверью. Кормовая дверь заслуживает отдельного внимания. Бронетранспортер получился с весьма низким профилем, и чтобы мотострелкам не пришлось выползать из тесного люка, дверь сделали не только с откидной аппарелью, но и с поднимающейся крышей. Благодаря этому солдаты могут покидать БТР, хоть и пригнув голову, но все же в полный рост и довольно резво даже на ходу.

Конечно, комфортом десантное отделение не отличается, но все же внутрь удалось вместить, кроме трех членов экипажа, еще семь десантников.

Кстати, двигатель поставили более мощный не только для увеличения подвижности – «Ахзарит» значительно тяжелее, чем материнский танк. После снятия башни Т-55 с 36 тонн похудел до 27 тонн, и на его корпус израильтяне навесили еще 17 тонн брони, усилив в основном боковые проекции. Получился чрезвычайно защищенный 44-тонный бронетранспортер.

Из вооружения – дистанционно управляемый 7,62-мм или реже 12,7-мм пулемет. Нередко на БТР ставят еще пару пулеметов. При желании можно воткнуть и противопехотный АГС, и установку ПТУР.

Слабые места у «Ахзарита» есть – противоминная защита весьма посредственна. Но израильтяне смогли выжать из переделки Т-55 максимум. Вообще у них стоит поучиться бережливому отношению к технике.

На будущее

Опыт использования наших старых танков показывает, что на запасном пути они стоят не напрасно. При желании или необходимости их можно бюджетно модернизировать во что-то более боеспособное или переделать в БТР. Для нашей армии это не очень актуально, по крайней мере до начала крупной войны на истощение, но окно экспортного потенциала еще долго будет оставаться открытым.

Сергей Черкасов
Опубликовано в выпуске № 22 (785) за 11 июня 2019 года
https://sun4-1.userapi.com/c849036/v849036446/1b668f/0sz0Thg0Z_8.jpg

24

Модернизированный танк Т-55 КБ Трансмаш
https://pp.userapi.com/c631220/v631220495/21dfa/2sj4654r0zc.jpg

25

Танки Т-55 Национальной народной армии ГДР во время учений; 70-80-е годы.
https://pp.userapi.com/c852136/v852136994/1707b8/-HNmSUvjG9U.jpg

26

Т-54 первых серий с характерным заманом башни. Многие музеи оторвали бы его с руками.
https://pp.userapi.com/c851324/v851324710/168ec6/9pXKtC57wTQ.jpg

27

Чертежи Т-55А от Владимира Левковича (Журнал "М-Хобби")
https://pp.userapi.com/c626831/v626831305/ad1/--7ZPph6h28.jpg

28

Т-55АМВ на одной из баз хранения.
https://sun9-9.userapi.com/c852024/v852024912/19f096/mdhGYXHQGMk.jpg

29

Т-55АД

Краткая справка: Модернизация Т-55А. Разработана в 1983 году. На танке был установлен: комплекс активной защиты 1030М «Дрозд» с выстрелами 3УОФ14, дополнительная броневая защита корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-55У, мощностью 620л. с., лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча».
https://sun9-2.userapi.com/c858032/v858032523/5fe04/V7SzTLW5-5s.jpg
https://sun9-49.userapi.com/c858032/v858032523/5fe0b/ykqoROudKsI.jpg


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Танки семейства Т-54/55