«Змей Горыныч» зажигает в Сирии (выдержка)
Необходимо сказать, что «Змей Горыныч» — это переходящее имя для военной техники данного направления. И довольно точное — летит ракета, огнем дышит. После чего ее хвост испепеляет все на значительном расстоянии. До УР-77 в войсках работала машина УР-67 на базе БТР-50ПК, которую в армии нарекли именно таким именем. При похожих параметрах разминирования предыдущий «Змей Горыныч» имел худшие боевые и эксплуатационные характеристики. К тому же экипаж состоял не из двух, а из трёх человек.
А до этого была установка УЗ-ЗР, которая была малопредсказуемым и очень капризным «Змеем Горынычем». Собиралась трубчатая конструкция длиной 100 метров. В ней на протяжении всей длины устанавливались 45 миниатюрных твердотопливных реактивных двигателей, которые тащили этот «поезд» на высоте до двух метров на расстояние до 300 метров. Полной синхронизации двигателей добиться не удалось, поэтому «Змей Горыныч» причудливо изгибался в полете и размахивал хвостом. В связи с низкой эффективностью такой жесткой схемы эксперименты были прекращены.
Сейчас в армию начинает поступать новейший «Змей Горыныч» — УР-07М «Пересортировка». Машина совместно разработана балашихинским Научно-исследовательским инженерным институтом и КБ Рубцовского машиностроительного завода на базе БМП-3.
Машина также имеет два заряда. Причем могут использоваться заряды двух типов. Первый выстреливается на 340 м, второй на 1 км. И мощность у них разная. «Дальнобойный» в контейнере весит 1,35 т. Длина зарядов разработчиками не раскрывается. Но можно приблизительно прикинуть, учитывая, что к 8 кг ВВ на каждый метр прибавляется вес тормозного кабеля, ракеты и контейнера. Получается порядка 20 кг в расчете на один метр. Соответственно, «дальнобойный» заряд должен разминировать полосу длиной порядка 70 м. «Ближний» заряд весит 2,85 т. Следовательно, его длина около 150 м. Серьезный прогресс.
Сама гусеничная машина отличается от БМП-3 тем, что используется не алюминиевая, а стальная броня. Новый «Змей Горыныч» превосходит УР-77 не только по основным параметрам — размерам разминируемой полосы и дальности стрельбы. Он способен при помощи системы постановки дымовых завес «Туча» маскироваться на местности, отстреливая дымовые гранаты. Для этих целей в корпус вмонтированы 6 гранатометов калибра 81 мм. Есть отопление и кондиционирование воздуха. Предусмотрена система пожаротушения. Установлена современная станция связи.
Повышены ходовые качества установки, как по скорости, так и по возможности преодоления разного рода преград. «Пересортировка» также плавает, но вместо 6 км/ч развивает скорость в 9 км/ч.
«Змей Горыныч» на гусеничном шасси и с противоосколочной броней — это наиболее эффективная машина. Но в зависимости от боевой обстановки, когда, скажем, нет необходимости десанту прорывать мощную эшелонированную оборону противника, имея на подготовку операции минимальный временной интервал, используются установки попроще.
В более спокойной обстановке можно использовать буксируемые машины, к которым относится УРП-01 «Подвязка». Ее мобильность ниже, чем у УР-07 и обслуживающий ее расчет не защищен броней, но проходы в минных полях она проделывает примерно таких же габаритах, как и УР-77.
В российской армии используется и переносная установка УР-83П. Она может использоваться для стрельбы как из окопа или с поверхности земли, так и с борта десантного корабля или катера. Вес установки — 360 кг. Она собирается силами саперного отделения и подготавливается для работы в течение полутора часов. Состоит из направляющих, основания, анкерного устройства и двух кассет с зарядами. Длина проделываемого коридора — 115 м, ширина — 6 м.
Принцип взрывного разминирования используется в армиях Великобритании, Германии и США. Наибольших успехов в этой области инженерного дела достигли британцы. Их удлиненный заряд разминирования «Джайент вайпер» имеет длину в 180 метров. При этом его полет осуществляется при помощи восьми реактивных двигателей. В минном поле расчищает полосу длиной 180 м и шириной 7,3 м. Однако для его запуска не создана специализированная машина. Контейнер доставляется в нужное место на прицепе колесной или гусеничной машины, устанавливается на земле, после чего производится пуск.
Наиболее слабые позиции у Германии. Немецкий удлиненный заряд разминирования, представляющий собой сеть шашек ВВ, которая приводится в движение ракетой DM21, разминирует полосу длиной в 55 м и шириной в 1 м. Что подходит лишь для продвижения живой силы, но не бронетехники. Детонирующий кабель «Тип 80» расчищает полосу 70 м х 60 см.
Теперь поляки считают, что причиной крушения стал подрыв крыла
У США есть машина на гусеничном ходу. Но она не специализированная. Используется мостоукладчик М60А1 AVLB, с которого снимается мост и устанавливаются два контейнера с удлиненными зарядами М58 MICLIC. Полученный гибрид называется установкой разминирования М60 AVLM. Это солидная машина весом в 56 тонн, в которой использована бронезащита основного боевого танка М60.
Длина полосы разминирования — 87 м при ширине от 6 м до 14 м. Но это при использовании двух зарядов. Алгоритм работы AVLM таков. Машина подходит к минному полю на расстояние в 100 м и производит пуск первого заряда. Затем следует продвижение вперед на 25 м и пуск второго заряда. Образовавшуюся полосу в 87 м обследуют саперы в поисках неразорвавшихся мин. Дальность стрельбы AVLM — 160 м.
Во время операции «Буря в пустыне» машина разминирования продемонстрировала низкую эффективность, разминирование намеченных участков происходило в 50 процентах случаев применения AVLM. Низкая прочность направляющих и механики контейнеров, на которую влияют нагрузки, возникающие при движении по пересеченной местности, приводят к отклонению траектории полета ракеты. Сам заряд ложится на землю со значительными изгибами. Недостаточное количество ВВ на погонный метр приводит к тому, что взрываются не все мины.
http://svpressa.ru/war21/article/178813/