Отличия башен созданных по ОКР "Прорыв" и ОКР "Бурлак"
ОКР "Бурлак"
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться121-12-2017 02:02:16
Поделиться221-12-2017 02:19:36
ОКР "Бурлак"
В 2004 – 2005 гг. были завершены государственные испытания танков «Объект 219РВ с модернизированной СУО 1А33А-2», «Объект 188 с модернизированным комплексом 1А45Т», «Объект 184 с модернизированной СУО 1А40-1». Испытания трёх типов опытных танков были проведены в три этапа, в установленные сроки и с положительными результатами, подтвердившие характеристики заложенные в тактико-технических заданиях. Основная цель модернизации СУО заключалась в повышении её точности работы, в том числе и новыми изделиями при минимальных доработках объектов, которые должны быть проведены в местах эксплуатации. Данная задача, поставленная в рамках ОКР «Мотобол» была выполнена. Однако практически одновременно была поставлена новая цель – унификация стоящих на вооружении в Армии Российской Федерации танков двух основных типов. Задача возникла из идеи создания «унифицированного боевого отделения» (УБО), которое с минимальными доработками могло быть установлено как в танки, проходящие капитальный ремонт и модернизацию (Т-72, Т-80, Т-90), так и при серийном производстве новых танков Т-90, а так же для применения на перспективных машинах.
ГАБТУ Минобороны РФ был объявлен конкурс на проведение ОКР под шифром «Бурлак». В конкурсе участвовали ФГУП "УКБТМ" из Н.Тагила и ФГУП "КБТМ" из Омска. Победу в конкурсе одержало омское «Конструкторское бюро транспортного машиностроения». На определение победителя повлияли несколько факторов. Во-первых, КБТМ заявило более низкую сумму на выполнение ОКР. Как оказалось, сумма была значительно занижена и впоследствии стоимость выполнения ОКР значительно возросла (по некоторым данным она составила около 0,8 - 1 млрд. руб.). Второй фактор – наличие в Омске наработок по схожей тематике («Унифицированная башня», «Черный орёл»). Третий, вероятно, государство в лице ГАБТУ оказало финансовую поддержку предприятию, оказавшемуся в сложном экономическом положении.
В результате в рамках ОКР «Бурлак» КБТМ в 2005 – 2009 гг. были проведены работы по созданию «унифицированного боевого отделения» (УБО) для танков типа Т-72, Т-80, Т-90. УБО было разработано, как для производства вновь изготовляемых танков с новой башней, так и для модернизации уже созданных танков без замены башни.
Основная идея разработки УБО была следующая (на примере танка Т-72Б/90). В механизированном конвейере автомата заряжения (AЗ) танка было размещено только 22 выстрела, а оставшийся боекомплект в количестве 21-го выстрела - в немеханизированных боеукладках корпуса и башни. Пополнение механизированного конвейера новыми выстрелами производилось вручную и требовало значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышало вероятность поражения противником и потому являлось существенным недостатком.
В предложенном КБТМ варианте модернизации задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований решалась за счёт установки второго забашенного AЗ. При этом в боевом отделении (БО) танка размещался (сохранялся) АЗ с механизированным конвейером, расположенном у днища танка.
Таким образом, в новом УБО реализовывалась концепция применения в танке двухпоточного АЗ. Для её реализации в кормовой части башни предусматривалась установка бронированного съёмного транспортно-заряжающего контейнера (ТЗК) с автоматическим механизмом заряжания.
В рамках ОКР «Бурлак» были разработаны ТЗК различной вместимости – 16, 22 и 32 выстрела. В результате суммарный боекомплект танка составил от 38 выстрелов и более. Причём все выстрелы размещались в механизированных укладках.
Применение съемного бронированного ТЗК с автоматическим механизмом заряжания позволило расширить номенклатуру боеприпасов и применять современные боеприпасы повышенного могущества (увеличенной длины). ТЗК был рассчитан на работу как со штатными выстрелами, так и с новыми выстрелами повышенного могущества раздельного заряжения.
Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволило её уравновесить для усиления броневой защиты в лобовой проекции.
Другим преимуществом схемы с ТЗК было отдельное размещение от экипажа части боекомплекта, что повышало безопасность экипажа и танка в целом.
КБТМ в рамках ОКР по УБО для танков была разработана новая башня с модульной защитой в лобовой проекции. Башня получила автономную дистанционно-управляемую установку дополнительного вооружения, место под новое СУО с панорамным прицельно-наблюдательным комплексом командира и двухпоточный АЗ с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта, аналогичный АЗ опытного образца танка «объекта 640» («Черный орёл»).
Отличительные особенности танка с УБО по ОКР «Бурлак»:
- модульное бронирование со съёмными защитными модулями, которые представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты;
- крепление модульной защиты к башне болтами;
- увеличенный до 2,5 кв. м. внутренний объем башни (у существующих танков Т-90 внутренний объем башни 1,85 кв. м, а у танков Т-80 - 1,93 кв. м) за счет чего получена возможность размещение комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и эргономики;
- башня выполнена с возможностью установки съемного бронированного ТЗК с автоматическим механизмом заряжания;
- весь боекомплекта танка находиться в двух механизированных укладках: одна укладка в ТЗК, другая – в конвейере, расположенном у днища танка;
- возможность применения в ТЗК современных выстрелов повышенного могущества (увеличенной длины).
Известно, что в рамках ОКР «Бурлак» был изготовлен опытный образец танка «Я-02» - модернизированный танк Т-72Б. Несмотря на это в начале 2010 г. на брифинге для прессы начальник вооружений ВС РФ генерал Поповкин В.А. заявил о том, что тема ОКР «Бурлак» была закрыта в конце 2009 г.
О причинах прекращения ОКР «Бурлак» не сообщалось. Одной из вероятных причин прекращения работ может быть тот факт, что при установке УБО по ОКР «Бурлак» масса танка составляла около 49,5 тонн. А при дальнейшем развитии проекта имелась тенденция и по дальнейшему росту массы модернизируемых танков, что снижало заложенные в них резервы.
Вероятно, в КБТМ понимали последствия этого. Поэтому ещё в 2005 г., на самых ранних этапах создания УБО по ОКР «Бурлак», КБТМ было выдвинуто инициативное предложение к ГАБТУ о создании дополнительно и унифицированного МТО (УМТО) как с дизельным, так и с ГТД-моноблоком. Как было отмечено в «Техпредложениях»: «Установка в единый корпус газотурбинного или дизельного двигателя позволит максимально унифицировать шасси танка, а при установке на этом шасси разрабатываемого в настоящее время унифицированного боевого отделения (УБО) позволит создать единый танк в вариантах газотурбинного или дизельного двигателя».
При этом отмечалось, что дополнительными преимуществами в этом случае станут унификация отделения управления, трансмиссия и элементы ходовой части. В конечном итоге за этим предложением крылось увеличение длины корпуса модернизированных танков на 920 мм, добавление седьмого опорного катка и соответственно увеличение длины и площади опорной поверхности. Однако удлинение корпуса тянуло за собой увеличение массы шасси сразу на 3,2 тонны в сухом весе – без учёта топлива в появляющихся дополнительных весьма объёмных внутренних топливных баках, без учёта дополнительной защиты в виде навесных модулей динамической защиты (ДЗ), силовых или решетчатых экранов. Таким образом, по первым эскизным проработкам, масса модернизированного танка составила бы 52,5 тонны, а фактически могла быть ещё больше, при отсутствии радикальных решений по живучести машины и выживаемости экипажа.
Однако превышения по массе ГАБТУ сочло неприемлемым, предложив КБТМ сконцентрироваться исключительно по работе над УБО.
А впоследствии по истечении 5 лет ОКР "Бурлак" была закрыта.
Похожие темы
ОКР Бурлак | Танки | 06-04-2021 |
Описание танка Т-90МС | Описание танков | 12-09-2024 |
Содержание раздела «Танки» | Танки | 28-08-2022 |
Список: Отечественные танки оснащенные КАЗ | Статьи | 23-11-2024 |
Автомат заряжания АЗ/МЗ | Танки | 10-03-2024 |