Одетые в броню

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Танки Индии


Танки Индии

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

«Арджун» - индийский танк

В начале 1950-х в Индии было принято решение о начале работ по разработке нового индийского ОБТ, позднее получившего название танк Arjun. Для того чтобы устранить зависимость от иностранных государств в разработке и производстве бронетехники, и поставить страну в один ряд со сверхдержавами в отношении качества танка, правительство Индии с 1974 года санкционировало проект по разработке танка.

Один из первых прототипов танка "Арджун" был обнародован в апреле 1985 года. Вес боевой машины около 50 тонн, и планировалось, что танк будет стоить около $ 1,6 миллионов долларов США. Однако стоимость танка несколько возросла с 80-х годов, а также процесс развития танка сталкивался с задержками. В итоге конечный продукт стал визуально напоминать немецкий танк "Леопард 2", однако, в отличие от немецкого танка, его будущее остается под сомнением. Несмотря на производство собственного танка Индия планирует массовые закупки и российских танков Т-90, хотя уже есть заказ на производство 124 танков "Арджун" на индийских оборонных мощностях.

Были сообщения что к 2000 году планировалась поставить в войска 1500 танков "Арджун" для замены устаревшего танка "Виджаянта", однако этого не произошло. Судя по увеличению импортных комплектующий виной послужили технические проблемы. Однако иметь на вооружении танк национальной назработки для Индии вопрос чести, особенно на фоне попыток Пакистана создать свой танк "Аль Халид".

Индийский танк Arjun имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель располагается впереди и справа, башня танка расположена в центральной части корпуса. Командир танка и наводчик находятся в башне справа, слева - заряжающий. Позади установлена силовая установка танка. 120-мм нарезная танковая пушка стабилизирована во всех плоскостях, при стрельбе используются только унитарные выстрелы. С основным вооружением танка монтируется СП калибра 7,62-мм, на крыше устанавливается 12,7-мм ЗП. Стандартное оборудование танка включает компьютерную СУО, ПНВ, систему РХБЗ. На задней части корпуса обычно монтируются бочки с запасом топлива.

59-тонный "Арджун" может достигать максимальной скорости 70 км/ч (55 миль/ч) по шоссе и по пересеченной местности - 40 км / ч с. Для обеспечения безопасности экипажа используется композитная броня собственной разработки, системы автоматического обнаружения и тушения пожара, а также система противодействию оружию массового поражения.

Танк Arjun имеет интегрированную систему топлива, передовые электрические и другие специальные системы, такие как комплексная система обнаружения и тушения пожара, состоящая из инфракрасных детекторов для обнаружения пожара и систем пожаротушения - она срабатывает и предотвращает взрыв в отсеке экипажа в течении 200 милисекунд, а в моторном отсеке в течении 15 секунд, тем самым повышая эффективность танка и живучесть экипажа. Броневая защита носовой части сварного корпуса - комбинированная, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами, передняя часть которых изготовлена из броневого материала. Лобовые листы сварной башни расположены вертикально и представляют собой комбинированную преграду.

Корпуса и гидропневматическая подвеска уплотнены для предотвращения попадания пыли и просачивания воды в корпус во время операций в болотистой местности или движения танка вброд. В ходовой части используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска, двускатные опорные катки с наружной амортизацией и обрезиненные гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми подушками. Первоначально планировалась установка в танк газотурбинного двигателя мощностью 1500 л. с., но впоследствии это решение было изменено в пользу 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения такой же мощности. Мощность созданных образцов двигателя находится в пределах от 1200 до 1500 л. с. В связи с необходимостью доработки конструкции двигателя на первой серийной партии танков установлены закупленные в ФРГ двигатели фирмы MTU мощностью 1100 л. с. и автоматические трансмиссии серии ZF. Одновременно рассматривается возможность производства по лицензии газотурбинного двигателя танка М1А1 или дизельных двигателей, применяемых на танках "Челленджер" и "Леопард-2".

Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, двухплоскостной стабилизатор, электронный баллистический вычислитель и тепловизионный прицел. Возможность контроля системы огня в движении в ночное время является крупным шагом вперед для индийских танковых войск.

Дальнейшие усовершенствования танка были признаны необходимыми даже после того, как профиль и дизайн танка "Арджун" была утвержден , но список недостатков после 20 лет развития был достаточно велик. В дополнение к многочисленным техническим изменениям системы управления, системы управления огнем, в частности система управления не в состоянии стабильно работать днем в условиях пустыни - при температуре выше 42 градусов по Цельсию (108 ° F). Дефекты были выявлены во время испытаний танка "Арджун" в пустыне Раджастан - главным был перегрев двигателя. Первые 120 танков было построено к 2001году и обошлось в 4,2 миллиона долларов США каждый, а по другим оценкам стоимость одного танка превысила цифру 5,6 миллионов долларов США за каждый. Производство партий танков может занять больше времени, чем запланировано.

Армейское начальство вооруженных сил Индии считает, что танк "Арджун" получился очень громоздким для стратегического передвижения, т. е. для перевозки по железнодорожным путям Индии из одного района страны в другой в случае угрозы в том или ином секторе страны. Проекты танка были приняты в начале 80-х годов 20 века и Индийская промышленность была просто не готова приступить к осуществлению полноценного производства этой машины. Задержка в развитии систем вооружения танка "Арджун", не только привела к значительной потере доходов, а также к запоздалым закупкам систем вооружения из других стран. Даже по прошествии более чем 32 лет, промышленность не готова удовлетворить потребности своей армии в современных танках.

Планируемые варианты боевых машин на базе танка "Арджун" включают мобильные штурмовые орудия, транспортные средства, наблюдательные пункты ПВО, эвакуационные машины, инженерные машины. Учитывая существенное увеличение веса "Арджун" по сравнению с советским танком Т-72 серии, потребовались машины мостоукладчики для преодоления водных преград.

23 февраля 2011 года Организация оборонных исследований и разработок Индии объявила о завершении создания новой версии национального танка. Согласно планам DRDO, первый этап испытаний военными нового «Арджун II-ой серии» начнется в июне 2011 года, а второй — в 2012 году.

Массовое производство танка назначено на 2014 год (в то же время, что и принятие его на вооружение).

Основные изменения вызваны локализацией производства немецкого двигателя MTU MB838 Ka-501 и трансмиссии Renk RK 304S для повышения локализации производства до 90 %, а также усиление огневой мощи за счет внедрения более наукоемких разработок. Так, например, новая версия танка будет обладать способностью запуска противотанковых ракет через ствол пушки.

Arjun также получит новую активно-реактивную броню, системы наведения и наблюдения, а также системы ночного видения и аппаратуру связи. На танк будет устанавливаться модернизированная динамическая защита «Контакт-5», что повысит защищенность танка.

В сентябре 2011 года А. К. Антони, министр обороны Индии, сообщил, что новый индийский танк «Арджун II-ой серии» будет стоить 370 млн рупий (6,27 млн долларов) за единицу. По словам министра, производство танков «Арджун II-ой серии» на казенном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади на юге Индии переносится на 2015 год. Заменит в армии танки Т-72М и Т-55. На 90 % будет из Индийских комплектующих, сможет стрелять ракетами через ствол пушки.

На вооружении

Индия — 124 «Арджун I-ой серии» (2 танковых полка), по состоянию на 2011 год. Первая партия этих танков в количестве 124 единиц была заказана в 2000 году. В середине мая 2010 года сухопутные войска Индии разместили второй заказ еще на 124 Арджун Mk.I. Также планируется произвести не менее 250 «Арджун II-ой серии».
http://kollektsiya.ru/tanki/816-ardzhun-indijskij-tank

http://s2.uploads.ru/WkN3o.jpg

2

"Техмаш" поставил в Индии линию для производства снарядов для Т-90

Концерн "Техмаш" (входит в Ростех) поставил Индии основную часть оборудования и завершил обучение индийских специалистов для организации лицензионного производство танковых выстрелов "Манго". Об этом сообщил генеральный директор концерна Сергей Русаков, передает ТАСС.

"Мы изготовили и поставили основную часть оборудования, а также завершили программу обучения индийских партнеров. Сейчас специалисты "Техмаша" совместно с индийскими коллегами ведут монтаж и наладку производственных линий", - сказал Русаков.

Он отметил, что танковый выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом - это один из самых высокотехнологичных видов боеприпасов, который востребован и в других странах. "Поставку этих выстрелов "Техмаш" осуществляет сегодня нескольким иностранным заказчикам", - добавил гендиректор концерна.

Контракт на передачу Индии лицензии на производство бронебойных подкалиберных снарядов "Манго" был подписан "Рособоронэкспортом" в 2014 году.
http://gurkhan.blogspot.ru/2017/03/90_15.html
http://sh.uploads.ru/t/pLvYQ.jpg

3

НОВЫЙ ИНДИЙСКИЙ ТАНК СЛИШКОМ ТЯЖЕЛЫЙ

Организация оборонных исследований и разработок Индии недавно модернизировала основной боевой танк Arjun. Однако новая машина Arjun Mk.II оказалась слишком тяжелой для индийских мостов и дорог.

Специалисты уже рассчитали, что при конфликте с Пакистаном танк, который весит 68,6 тонн, попросту не сможет проехать по мостам и дорогам Индии к месту боевых действий, и его придется доставлять на сражение другими способами.

Уже сейчас примерно сотня новых машин находится на западе пустыни Тар, но передвигаться они могут только по этой пустыне, и из-за большого веса покинуть ее попросту не способны.

Кстати, если вес танка не удастся снизить, не жертвуя при этом защищенностью и огневой мощью машины, то от производства Arjun Mk.II Индия откажется.
http://tanki-tut.ru/novyj-indijskij-tan … #more-5776
http://sf.uploads.ru/aYhcX.jpg

4

Россия и Индия ведут переговоры по передаче технологий для модернизации танков Т-90С, ранее поставленных Индии.

Россия и Индия ведут переговоры по передаче технологий для модернизации около тысячи танков Т-90С, ранее поставленных Индии, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

«По условиям сделки, российские компании передадут технологии (модернизации) индийским партнерам, чтобы уменьшить зависимость армии от российских поставок», — говорится в сообщении.

По данным Bloomberg, модернизация будет направлена, в частности, на то, чтобы поставленные ранее танки стреляли более точно, были более быстрыми и удобными для экипажа. Программа модернизации будет осуществляться как индийскими военными заводами, так и частными компаниями.

С 2001 года Индия подписала контракты с Россией на поставку 1450 танков Т-90С Bhishma производства Уралвагонзавода (Нижний Тагил), из которых 124 были поставлены непосредственно из России, а остальные произведены по лицензии в Индии.

Т-90С Bhishma — вариант танка Т-90С для армии Индии. На танке установлены дополнительные блоки встроенной динамической защиты. Оснащен двигателем В-92С2 (1000 л. с.).

НПК «Уралвагонзавод» разработала проект модернизации танка Т-90С в вариант Т-90МС «Тагил» (экспортный вариант танка Т-90АМ). Танк имеет систему управления огнем «Калина», орудие 2А46М-5, более мощную, чем у Т-90С, силовую установку В-92С2Ф мощностью 1130 л. с. Он оснащен вспомогательной силовой установкой.
http://warfiles.ru/show-147869-rf-i-ind … -t-90.html
https://pp.userapi.com/c639621/v639621551/1435f/HddLHCkUYxM.jpg

5

Индия доработала отечественный танк Arjun Mark II

Организация оборонных исследований и разработок DRDO(Defence Research and Development) презентовала Минобороны Индии обновлённую версию Arjun Mark II, в которой были исправлены недочёты, указанные военными. Теперь индийский танк может стрелять противотанковой ракетой LAHAT, оснащён комплектом лазерной защиты и обладает улучшенным бронированием. Если опытный образец понравится армии, DRDO получит заказ на опытную партию новых танков (93 единицы).

Сегодня на вооружении индийской армии состоит около 3700 танков, большинство из которых — советские и российские Т-72 и Т-90. В ближайшие десять лет танки Т-72 исчерпают свой ресурс и должны быть списаны. Если новая версия отечественного танка также не удовлетворит военных, Индии придется вновь искать поставщика бронетехники.
https://pp.userapi.com/c639418/v639418064/5d0cf/DAaz6zeD_Cc.jpg

6

Индийские танкисты готовы бить врага только на "Армате"

В современной войне бронетанковый кулак по-прежнему является средством достижения убедительной победы над противником. В Дели это прекрасно понимают, постоянно уделяя повышенное внимание повышению боевого потенциала своего бронированного тарана.

Сегодня бронетанковые войска Сухопутных войск (СВ) Индии включают 3 бронетанковые дивизии и 8 бронетанковых бригад, в общей сложности – 65 танковых полков. Вроде бы внушительная сила. Но более половины индийских танков, около 2 тыс. машин, – это весьма не новые Т-72М1 «Аджайя», тогда как тех же Т-90С в войсках сегодня только чуть более 900 единиц. О «национальном танке» по имени «Арджуна» (в российской литературе принято называть его «Арджун»), данном ему в честь одного из мифологических героев, и вовсе говорить не приходиться.

Танки «Аджайя» собирались в Индии на заводе в Авади – первые 175 машин собрали из комплектов, поставленных СССР, но впоследствии доля индийских составляющих в танке была доведена до 97%. Установочная партия Т-72М1 покинула завод в 1987 году, а последние танки вышли из его ворот в марте 1994 года. Несколько лет назад танки прошли модернизацию, что позволило повысить их подвижность, защищенность и огневую мощь, включая повышение вероятности поражения цели с первого выстрела. Однако уже в обозримой перспективе, по оценке командования СВ Индии, они все равно не будут соответствовать требованиями современной войны. Дальнейшая же модернизация «семьдесят двоек», по мнению индийских военных, не имеет смысла.

Единственный выход, который увидели в Дели, заключался в полном списании Т-72М1 с заменой их на современные основные танки иностранной разработки, но при непременном условии организации их лицензионного производства в самой Индии. Что поделать, таковы требования государственной программы «Делай в Индии».

Первую попытку провести соответствующий тендер МО Индии предприняло два года назад. В июне 2015 года оно обнародовало пятистраничный «Запрос информации», в котором сообщало о намерении осуществить программу Future Ready Combat Vehicle (FRCV), направленную на создание совместно с зарубежными разработчиками или производство по лицензии со значительной степенью локализации сборки основного танка нового поколения, который должен будет заменить Т-72М1. Поступление новых танков в войска планировалось на 2025-27 годы.

Кроме того, на базе выбранного по итогам тендера танка предполагалось создать еще и семейство из 10 различных других образцов бронетехники, включая легкий гусеничный и колесный танки, бронированный мостоукладчик, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, комплекс ПВО, артиллерийский бронированный подвижный пункт, бронированные инженерно-разведывательную и медико-эвакуационную машины.

Реализация программы FRCV должна была осуществляться в три этапа: проектирование, постройка, серийное производство. Ответ от потенциальных участников программы ожидали до 31 июля 2015 года, но что-то не срослось. Вероятно, не в последнюю очередь из-за размытости тактико-технических требований к будущему танку.

Однако проблема со старением парка Т-72М1 со временем никуда не делась, поэтому 8 ноября 2017 года Минобороны Индии вновь обнародовало «Запрос информации», который уже содержит 40 листов и достаточно подробно описывает, какой же собственно танк хотели бы видеть индийские генералы у себя в войсках. При этом в начале документа указывается, что МО Индии намерено приобрести около 1770 боевых бронированных машин в различных конфигурациях (так в оригинале документа), а также заключить 10-летний контракт на их послепродажную поддержку и соглашение сроком на 40-50 лет по вопросам обучения личного состава (включая поставку тренажеров) и обеспечения техподдержки в течение всего жизненного цикла танков. Особо оговаривается необходимость передачи технологий и то, что значительная часть машин должна будет выпускаться в Индии в соответствии с переданными лицензией и техдокументацией.

Какой же танк хотят получить в свое распоряжение индийские танкисты?

Во-первых, он должен обеспечивать «быстрое завоевание превосходства на поле боя» и отличаться высокой мобильностью, высокой точностью огня (в т.ч. в движении), «многослойной» защитой и обладать высокотехнологичным характером. Он должен обладать способностью вести боевые действия в любое время суток, на любой местности на территории Индии (горная местность, пустыни, равнины, долины рек и пр.), в различной тактической обстановке (в т.ч. преодолевать водные преграды), а его вооружение должно обеспечивать поражение любых целей, включая подвижные и стационарные высокозащищенные. При этом оговаривается возможность использования нескольких типов боеприпасов, включая противотанковые управляемые ракеты, а также способность экипажа танка поражать низколетящие самолеты и вертолеты.

Во-вторых, масса танка должна быть в пределах 42,5-57,5 тонн, он должен обладать низким силуэтом и обеспечивать эксплуатацию и боевое применение в диапазоне температур от -30 до +50 градусов Цельсия. Габариты танка должны обеспечивать возможность его перевозки по шоссе, железной дороге, судами и самолетами.

В-третьих, вооружение танка должно включать:

– 120-мм или 125-мм гладкоствольную пушку со скорострельностью не менее 6-8 выстрелов в минуту и с возможностью применения противотанковых управляемых ракет, способных пробивать броню толщиной минимум 1000 мм на дальности 5 км (боекомплект пушки – минимум 40 выстрелов и ПТУР);
– спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет с дальностью стрельбы не менее 1000 м (боекомплект – не менее 2000 патронов);
– зенитный пулемет калибра 12,7 мм или больше, способный эффективно поражать воздушные цели на дальности не менее 1500 м и наземные цели – на дальности не менее 2000 м (боекомплект – не менее 800 патронов).

При этом система управления огнем должна обеспечивать обнаружение цели типа «танк» на дальности 5 км днем и 3,5 км ночью и обеспечивать поражение цели с первого выстрела с вероятностью 0,9.

Запас хода танка по пересеченной местности – не менее 300 км, а по шоссе – не менее 500 км. Есть также требования к защите, к связному и навигационному оборудованию, преодолению препятствий и пр.

Ответ потенциальные участники тендера должны дать до 20 декабря 2017 года. Осталось подождать совсем немного, однако уже сейчас понятно, что по требованию к массе танка однозначно «пролетают» такие тяжеловесы как американский «Абрамс» и немецкий «Леопард».
Судя по тому, как настойчиво в «Запросе информации» идет речь о передаче современных технологий, покупка дополнительного количества российских танков семейства Т-90 изначально не предусматривается вовсе, поскольку данные танки и так уже производятся в Индии со значительной степенью локализации.

Но что еще более интересно, так это то, что в индийских СМИ со ссылкой на «анонимные источники в военной среде» указывается, что местные танкисты проявляют повышенный интерес к российскому танку Т-14 «Армата», французскому «Леклерку», южнокорейскому К-2 «Черная пантера» и… к украинскому Т-84 «Оплот». Что они хотят получить от последнего, учитывая его провальный боевой дебют на Донбассе, – не совсем понятно, разве что узнать во время испытаний – можно ли его подбить из крупнокалиберного пулемета.

Впрочем, вполне вероятно, что индийские танкисты просто хотят поближе познакомиться с танком, являющимся дальнейшим развитием Т-80УД, который в свое время был поставлен пакистанской армии Украиной в количестве 320 штук. Врага, как говорится, надо знать в лицо.

Представляется вполне обоснованным, если Москва рассмотрит возможность поставки Дели какой-либо «упрощенной» версии танка «Армата», который даже в таком варианте все равно будет на голову выше своих конкурентов. Об объеме передачи технологий для их производства в Индии можно говорить отдельно, но в любом случае такой шаг позволит мгновенно склонить чашу весов в области военно-технического сотрудничества в данном регионе в нашу пользу. Мы должны во что бы то ни стало выбить американцев и французов с индийского оружейного рынка, и новый тендер – реальный шанс сделать это раз и навсегда!
http://www.ng.ru/armies/2017-11-22/100_ … india.html
https://pp.userapi.com/c636622/v636622495/5596/sk5FouP-97E.jpg

7

Индийский ОБТ Arjun Mk-2 во время динамического показа на выставке Defexpo 2018 которая проходит в эти дни в Индии.
https://pp.userapi.com/c845417/v845417851/2553e/JHEypQPhDEc.jpg
https://pp.userapi.com/c845417/v845417851/25535/_2Qgd5kzaR4.jpg

8

Интересный факты от ОвБ:

Индийский танк Т-90С «Бхишма» (Bhishma) хоть и похож на остальные российские Т-90С, но имеет ряд отличий присущих только ему.

1. Индийские военные отказались от КОЭП "Штора", поэтому вместо системы постановки аэрозольной завесы установлена обычная система 902 «Туча». Соответственно мортиры расположены под углом 45 градусов, а не 12, как у остальных танков Т-90.

2. По этой же причине отсутствуют точные головки лазерного облучения ТШУ-1-11, тогда как на других Т-90 они есть, даже в том случае, когда нет прожекторов ОТШУ-1-7 также входящих в состав КОЭП "Штора".

3. На командирской башенке был установлен ИК-прожектор ОУ-3ГКУ для обеспечения командиру независимого наблюдения и ведения огня из ЗПУ в темное время суток.
https://pp.userapi.com/c851220/v851220272/123727/p4MTJqXL7OQ.jpg

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

9

Индийские боевые машины Ex-Tank Т-72 и Арджун.
https://sun4-1.userapi.com/c858332/v858332753/3315/vDfzLA-8Gps.jpg

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

10

Индийский экипаж Ajaya Mk.2 ( модернизированный Т-72М1 индийского производства).
https://sun4-12.userapi.com/c855232/v855232457/5fb87/leLk1ufkNdY.jpg

11

Индусы в 2018 году модернизировали Т-72, установив ВДЗ
https://sun9-26.userapi.com/c857536/v857536126/ea957/57i5OzX4VjQ.jpg

12

Что получится, если взять недостатки танков всего мира: голый лоб без ДЗ от Т-72Б3... от первых Т-72Б3, шахид-укладки, заряжающий и дырка в виде прицела в башне от ранних Леопардов 2, масса и нарезная пушка от Челленджера 2, голый борт от ZTZ 99, расход топлива от Королевского Тигра, ломы от... от Т-72М, надёжность БМП Пума и цену от К2? Правильно, Арджун.
https://sun4-17.userapi.com/c855036/v855036164/198e51/267YdmE48jM.jpg

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

13

Барельеф о победе в 1965 году над пакистанскими войсками. Мемориальный музей Южного военного командования Индии.
https://sun9-68.userapi.com/c857428/v857428725/134a81/39f9HrHun1Q.jpg

14

Тот случай, когда художник не знал, что рисовал

На данном рисунке по общепринятому мнению нарисован индийский Т-90С с литой башней. Если разобрать фото детально, то становится ясно, что художник далек от танкостроения и не совсем понимал, что он рисовал. Разберем, какие ошибки он допустил.

Сразу бросается в глаза тепловизионный прицел, который в случае с Т-90С должен быть "ЭССА". Здесь же непонятная маленькая коробочка, больше похожа на ТПН-3, но никак не на большую "ЭССУ".

Далее. Мы знаем, что индийцы отказались от системы "Штора" на своих танках, а так как нет прожектов, то для их замены у командира появился свой ИК-прожектор который крепится к ЗПУ. Его на рисунке также нет.

Туча у индийских танков стоит под углом в 75 градусов, а здесь как у обычных Т-90 под углом в 12 градусов, да и верхнем ряду у индийского танка стоит по 3 мортиры под дымовые гранаты, а на рисунке по две, опять же как обычных Т-90.

Слева и справа на бортах башни зачем-то нарисованы датчики лазерного облучения, хотя у индийских Т-90С система обнаружения лазерного облучения также отсутствует, да и на рисунке нет датчиков над пушкой.

Отвал для самоокапывания нарисован нового образца, который ставят только на Т-90А. У Т-90 и Т-90С отвал старого образца.
https://sun1-19.userapi.com/I_Q54i_wfkXpvrMSPEI-dynmfDF5xiQfnqz7JA/T18nW0E5Twg.jpg

15

В Индии завершены испытания танка Arjun Mk. I ALFA, представляющего модернизированный вариант более ранней машины. Главной особенностью является новый прицел наводчика израильского производства с АСЦ с автоматизацией пуска ТУР LAHAT (фактически единственного существенного противотанкового вооружения танка). Планируется модернизировать некоторое количество имеющихся Arjun Mk. I и произвести ещё 2 полка Arjun Mk. II, модернизированных схожим прицелом.
https://sun9-2.userapi.com/vg4GYKYb0jtLc3zxj4FJ7ETOOi7vaqtBY9THiw/BeKvgIdR9-Q.jpg?type=album

16

Один из эскизов перспективного индийского танка, который должен в следующем десятилетии замещать Т-72М1 и свой неудачный Арджун. Самое интересное, что часть требований к этой машине аналогичны требованиям второго этапа разработки Арджуна (это начало 1980-х) - 50-т танк с 1500-сильным двигателем и 120-мм пушкой.
https://sun9-58.userapi.com/impg/O9ZJ99mS_gDOFdHAm3KFqOAc7yOAbM_yEPacpw/hv3yRb-ZfpE.jpg?size=1024x576&quality=96&sign=cb88fcc1a82343b811d46326f116d243&type=album

17

Танковая Санта-Барбара. Arjun

В этой статье речь пойдёт о мучениях индийцев: как они создавали танк собственной разработки. Назвали его Arjun ("Арджун"). Не так давно было выпущено 124 машины, в этом году "Арджун" модернизировали до варианта Mk. 1A. Но при чём тут тогда "Санта-Барбара"? Расскажем обо всём с самого начала — с 1970 года. Это не ошибка: впервые индийские военные именно тогда задумались о своём собственном танке. В те годы Т-72 были лишь опытным объектом 172, а немцы только недавно стали получать свои "Леопард-1".

Оригинал статьи: https://habr.com/ru/company/timeweb/blog/567820/

В те годы основу индийских бронетанковых сил составляли танки Centurion, Т-54 и Т-55, а также Vijayanta ("Виджаянта"). Это была лицензионная копия английского ОБТ Vickers Mk. 1. В сравнении с имевшимися "Центурионами" с 20-фунтовыми пушками и Т-54/55 с Д-10Т, его 105-мм пушка L7A2 имела серьёзное преимущество в поражении танков потенциальных противников на всех дистанциях боя. Но были у танка и серьёзные недостатки. Во-первых, это двухтактный дизель L60 Leyland, из-за которого поднимался вопрос в британском парламенте о боеспособности английских танков Chieftain с таким же двигателем. Тонкая броня. Стремительно устаревающие прицельные системы. В случае закупки пакистанцами американских М60 Индия рисковала потерять преимущество на поле боя. Было решено делать новый танк специально под условия пустынь Раджастана как раз на базе серийно выпускаемого Vijayanta. Проект машины был назван Arjun в честь героя "Махабхараты", древнеиндийского эпоса. Первое время работы шли очень медленно, но разбор результатов войны 1971 года с Пакистаном подстегнул руководство армии. Работы по проектированию начались в марте 1974 года.

Чтобы понимать причину, сложившейся с "Арджуном" ситуации, сделаем небольшое отступление. В Индии популярна идея "Made in India" (аналог нашего курса на импортозамещение), продвигаемая националистически настроенными кругами. Поэтому индийские военные и промышленники иногда стремятся к тотальной локализации всех иностранных технологий. Например, эта политика вызвала разрыв сотрудничества с нашими авиастроителями по FGFA — вариант Су-57 для Индии. В идеале же, конечно, всё должно от начала и до конца разрабатываться в Индии. Другая часть руководства страны считает вполне нормальным просто закупать иностранные компоненты. И вот интересы двух этих политических сил столкнулись во время проектирования "Арджуна", породив кучу противоречий и нелогичных решений, когда конструкторам, не имеющим серьёзной базы для проектирования, выдвигаются парадоксальные требования, при этом танк должен конкурировать с лучшими мировыми образцами.

Изначально планировалось сделать 40-тонный ОБТ с 105-мм пушкой повышенного могущества. Проектированием занялась Организация оборонных исследований и разработок (The Defence Research and Development Organisation, DRDO). Первые машины планировалось сделать в 1980 году, что, кстати, вызывало нарекания руководства, хотевшего к середине 80-х гг. заменить танки иностранного производства. А в 2000 году на замену "Арджуна" по планам уже должен был прийти новый танк. Но всё пошло не так. Не имея производства мощных бронебойных снарядов, композитной брони и мощного надёжного двигателя, DRDO просто не могла создать современный танк. Не помогла и закупка опытного 110-мм английского танкового орудия.

А годы шли. В 1980 году у индийцев были большие опасения, что Пакистан может закупить американские "Абрамсы", которые по всем показателям на голову превосходили "Арджун". Тогда же были составлены новые тактико-технические требования на 50-тонный танк с 120-мм пушкой и 1400-сильным двигателем. В DRDO принялись переделывать танк: захотели поставить 120-мм гладкоствольную пушку, какими оснащались наиболее совершенные тогда советские и немецкие ОБТ. Но в руководстве посчитали иначе. В качестве примера они брали английские 120-мм танковые пушки. Особенно генералитет тогда впечатляла мощь американской М58, стоявшей на тяжёлом танке М103. Её бронебойный снаряд М358 массой 23,1 кг имел дульную энергию аж в 13,15 МДж! Для сравнения один из наиболее мощных современных бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС) М829А3 имеет лишь 12 МДж.

В это же время другая группа в руководстве страны и армии договорилась с Советским Союзом получить лицензию на выпуск Т-72М1, производство которых под именем Ajeya ("Аджея") быстро организовали в Авади, где их и выпускали до 2005 года. При этом военным так понравился двигатель В-46, что им оснастили последние моды "Виджаянты". В 1984 году инженеры из DRDO поняли, что сами не справляются, и обратились к немцам за помощью. Те, особо не упорствуя, решили помочь с конструкцией башни, двигателем и боеприпасами. Индийцы на помощь согласились, но, чтобы танк был "максимально" собственной разработки, стали вносить изменения. К этому времени расчётная цена танка выросла до 1,6 млн долларов – это была самая дорогая боевая машина своего времени! Всего на программу на тот момент потратили 2,8 млрд рупий, из которых 1,8 оказались растрачены впустую.

Первый полноценный прототип выкатили в конце 80-х гг. Его масса превысила заданные 50 тонн и достигла 59. Но это был не предел, ведь собственную 120-мм пушку до сих пор не сделали, и первые прототипы получили старую L7А2. При первых же испытаниях выявили существенные недостатки. Во-первых, транспортная сеть страны оказалась неспособной транспортировать танк с такой массой, и потому срочно стали создавать ж/д платформы для переброски техники в 60+ т, усиливать основные мосты в районе потенциального театра военных действий (ТВД). Во-вторых, запаса из 1610 литров топлива хватало на… 200 км. В-третьих, ужасная эргономика, из-за чего мехвод мог разбить голову, вылезая из танка, а при некоторых положениях башни его люк блокировался, и боец не мог вылезти из машины. Из-за неудобного расположения БК заряжающий заряжал первый снаряд целых 15 секунд. А тут ещё пакистанцы решили закупить Т-84 на Украине. И DRDO начала лихорадочно копировать все доступные им технические решения, лишь бы довести "Арджун" до современного уровня. Это привело к росту стоимости программы в 20 раз! Цена одного танка подползла к 2,8 млн долларов. А армия уже заказала 1500 танков к 2000 году...

Так или иначе, инженеры из DRDO доделали "Арджун" к нулевым. Было построено 124 танка в варианте Mk. 1, принятого в 2004 на вооружение. Лиха беда начало! Машина оказалась сырой и уже устаревшей. Опытная эксплуатация показала печальный факт того, что созданный для пустыни танк плохо себя чувствовал при температуре выше 40 градусов. Мало того, за все эти годы никто не подумал о производстве запчастей. Лишь в 2016 их поставки в армию были налажены, а до этого только четверть "Арджунов" была боеспособна за счёт "каннибализма". В это время другие силы в руководстве успешно локализовали производство Т-90С под названием Bhishma ("Бхишма"), который был ещё и дешевле Mk. 1, подбирающегося вплотную к цифре в 4 млн $. DRDO вместе с Израилем стали создавать улучшенный вариант Mk. 2, имеющий самые современные системы. Первые образцы появились в 2019 году, а попутно название сменилось на Mk.1A. Также снизили процент иностранных компонентов с 63 до "всего лишь" 54. Параллельно масса выросла до 68 т, а стоимость, вероятно, превысила 7 млн $.

А теперь поговорим подробнее о конструкции танка и начнём с вооружения. Понятно, что сама по себе нарезная пушка уступает гладкоствольной по живучести при стрельбе БОПС и пробиваемости КС (у нарезной формируемая струя кумулятива имеет сильное вращение, снижающее пробиваемость, из-за чего снаряд приходится стабилизировать). И дело даже не в сложности заряжания пушки (на последних образцах её довели до 6-8 в/мин, т.е. вполне себе достаточно). И не в архаичности конструкции. Главная проблема в боекомплекте. Сперва к нему сделали БФС (сейчас из-за игр известны как HESH-фугасы) в 80-90-е годы, когда повсеместно применяли композитную броню, которая поглощала энергию взрыва. Вместе с ним создали коротенький БОПС Mk. 1 длиной 380 мм на основе немецкого DM23, равный по своему могуществу… советским обычным 100- и 115-мм подкалиберным снарядам, прямо скажем, не самым мощным. Mk. 2, аналог нашего "Манго", который даже на момент своего появления в 1986 году имел не самые лучшие характеристики, они смогли запустить в серию лишь в 2016. Зато уже в начале 90-х годов Т-55М и "Виджаянты" были оснащены достаточно мощными снарядами своего производства, которых делали по 10 тыс. в год. При этом зачем-то сокращение APFSDS индусы заменили на FSAPDS. Попутно к пушке адаптировали израильскую противотанковую управляемую ракету (ПТУР) LAHAT, который долгое время не мог поражать цели менее чем в 500 м и более 1400 м от танка. Параллельно были созданы многочисленные узкоспециализированные снаряды, в том числе и с поэтичным названием Penetration Cum Blast. В общем, бороться с пакистанскими Т-84 особо нечем, хотя это и была главная цель "Арджуна".

Переходим к подвижности. Её обеспечивает поставляемый немцами MTU 838 Ka-501 мощностью 1400 л.с. Хотелось бы и 1500, но-о… Двигатель создавался на базе движка "Леопарда-1" со всеми вытекающими проблемами восстанавливающегося немецкого танкостроения. Делался он для Европы с её умеренным климатом, а не для раскалённых пустынь Раджастана, и потому на жаре плохо работал. Индийцы внесли изменения раз, другой, и двигатель начал ломаться чаще — пошли претензии к немцам. Дошло до того, что немцы разработали и стали устанавливать аналог чёрного ящика самолётов. Отказы не прекратились, но их стало заметно меньше. Ходовая гидропневматическая на американских комплектующих, со своими проблемами. Судя по видео с гребёнки, подвеска очень жёсткая. Из-за роста массы упала подвижность. Правда, удалось уладить проблему с расходом топлива, и запас хода с 200 вырос до 450 км. Для Mk. 1 максимальная скорость составляет 70 км/ч, для Mk. 1A – 60-65, причём у обоих по пересечённой местности заявлены 60 км/ч, что вызывает сомнения. Последняя 68-тонная версия Mk. 1A снова требует более мощных мостов и средств для транспортировки, которых нет. Но стоит отметить, что индийцам удалось добиться большого удобства управления (не в последнюю очередь благодаря немецкой КПП-автомату Renk RK 304S) в сравнении с Т-72М1 или Т-90С.

Много работ было проведено по улучшению защиты "Арджуна". Была создана новая стальная броня повышенной твёрдости с ростом стойкости в сравнении с катанной гомогенной бронёй (про марку оной, конечно, не упомянуто) на 25% против пуль и 20% против БОПС. Создали свою композитную броню Kanchan, вероятно, аналог английского Чобхэма. В 90-е годы её успели установить в "Виджаянты" при модернизации и, по слухам, в Т-90С собственного производства (Т-90 они почти полностью локализовали). Башню помогали проектировать немцы, фактически подарив от "Леопарда-2". Её борта в районе экипажа имеют усиление, но недостаточное даже против самых слабых РПГ. На Mk. 1A установили скопированную с нашего "Контакта-5" динамическую защиту (ДЗ), систему предупреждения об облучении лазером и наведении на источник, РЛС предупреждения о ракетной атаке, системы постановки тепловых и радиолокационных помех. Вот тут действительно израильтяне из Elbit — молодцы, таких систем нет даже на "Абрамсах". Технически, DRDO заявляла, что броня "Арджуна" не пробивалась из Т-72М1 в упор. Но зная тактико-технические характеристики наших экспортных снарядов к 72-кам – такое себе достижение.

Сама же схема защиты, расположения уязвимых зон крайне неудачна. Недостатки, кажется, намеренно собирались со всех основных боевых танков (ОБТ). Топливные баки и БК второй очереди расположены во лбу за большой тонкой гомогенной нижней лобовой деталью (НЛД). В не самой толстой верхней лобовой детали (ВЛД) имеется крупный лючок для заправки топлива. Динамическая защита (ДЗ) со лба прикрывает только самые защищённые места. Ослабленная маска занимает треть лба башни. Сделан огромный вырез в броне под прицел наводчика. В общем, тут двоякая ситуация: очень продвинутая израильская система активной защиты типа soft-kill и предупреждения и крайне дырявая родная защита.

Система управления огнем (СУО) и связь хорошие, если не сказать отличные. Есть и навигация, и автоматы сопровождения, и системы управления полем боя, и современные радиостанции, и панорама командира и многое другое. Опять же потрудились инженеры из Elbit. Но это касается Mk. 1A. В основе же лежит родной индийский прицел от Bharat Electronics, разработанный и производимый в Нидерландах с французскими тепловизионными матрицами. Это всё подсоединяется к израильским системам. С совместимостью, конечно же, была куча проблем. По видео с показательных выступлений заметно, что есть проблемы со стабилизатором. При локализации Т-90С были попытки воткнуть СУО "Арджуна" в "Бхишму", но неудачно. Индо-голландо-франко-израильская система оказалась слишком мощной и крупной для Т-90, в том числе и из-за отсутствия в нём должного источника питания (на "Арджуне" стоит ВСУ).

И, самое главное, индусы уже готовят танк на замену "Арджуна"… 50 тонн, 1500 л.с. двигатель, 120 мм пушка. Снова те же требования. Вообще "Арджун" является хорошим примером того, как заказчик долго не понимает, чего хочет, а промышленность не успевает за требованиями. Тут стоит только посочувствовать инженерам, которые несколько десятилетий топтались фактически на одном месте.
https://sun9-61.userapi.com/impg/yLz5PwgCZf67_vjlbrP1X9pmfvZp0CQvDmXkUA/Ed2PVGOupgQ.jpg?size=1280x743&quality=96&sign=b29a22d0dea5d1331f8d57b1a8d0094d&type=album

18

Хотя бы на картинках танки Индии могут быть лучше других.

Как составляются подобные сравнения мы знаем - нужно сравнивать только то, что есть у нужного нам танка и все. К примеру Т-90 - есть КОЭП, половина других танков его не имеет, Т-90 - многотопливный двигатель - еще пара танков минус, дистанционная ЗПУ - еще несколько, ДЗ на бортах - опять же у других танков минус, АЗ - и еще значительная часть танков минус, ТУРы и опять Т-90 лучше чем некоторые другие.

Таким нехитрым сравнением можно из Т-90 сделать супер танк и другие танки будут ему уступать. Если это статья то будет указать, что "по ряду характеристик он превосходит зарубежные аналоги" и причем здесь не поспоришь. Так и на картинке ниже индусы сравнивают свои танки с Т-90 и Тип 99А.
https://sun9-4.userapi.com/impg/ClF1cDfYkVW3dsdM0DF87P9rxfZo49jdDbCOtg/dlWo_2XavZg.jpg?size=1280x620&quality=96&sign=dd1d7e171ed8e392048c7840cf9f11cc&type=album

19

Танковая Санта-Барбара. Arjun

В этой статье речь пойдёт о мучениях индийцев: как они создавали танк собственной разработки. Назвали его Arjun ("Арджун"). Не так давно было выпущено 124 машины, в этом году "Арджун" модернизировали до варианта Mk. 1A. Но при чём тут тогда "Санта-Барбара"? Расскажем обо всём с самого начала — с 1970 года. Это не ошибка: впервые индийские военные именно тогда задумались о своём собственном танке. В те годы Т-72 были лишь опытным объектом 172, а немцы только недавно стали получать свои "Леопард-1".

В те годы основу индийских бронетанковых сил составляли танки Centurion, Т-54 и Т-55, а также Vijayanta ("Виджаянта"). Это была лицензионная копия английского ОБТ Vickers Mk. 1. В сравнении с имевшимися "Центурионами" с 20-фунтовыми пушками и Т-54/55 с Д-10Т, его 105-мм пушка L7A2 имела серьёзное преимущество в поражении танков потенциальных противников на всех дистанциях боя. Но были у танка и серьёзные недостатки. Во-первых, это двухтактный дизель L60 Leyland, из-за которого поднимался вопрос в британском парламенте о боеспособности английских танков Chieftain с таким же двигателем. Тонкая броня. Стремительно устаревающие прицельные системы. В случае закупки пакистанцами американских М60 Индия рисковала потерять преимущество на поле боя. Было решено делать новый танк специально под условия пустынь Раджастана как раз на базе серийно выпускаемого Vijayanta. Проект машины был назван Arjun в честь героя "Махабхараты", древнеиндийского эпоса. Первое время работы шли очень медленно, но разбор результатов войны 1971 года с Пакистаном подстегнул руководство армии. Работы по проектированию начались в марте 1974 года.

Чтобы понимать причину, сложившейся с "Арджуном" ситуации, сделаем небольшое отступление. В Индии популярна идея "Made in India" (аналог нашего курса на импортозамещение), продвигаемая националистически настроенными кругами. Поэтому индийские военные и промышленники иногда стремятся к тотальной локализации всех иностранных технологий. Например, эта политика вызвала разрыв сотрудничества с нашими авиастроителями по FGFA — вариант Су-57 для Индии. В идеале же, конечно, всё должно от начала и до конца разрабатываться в Индии. Другая часть руководства страны считает вполне нормальным просто закупать иностранные компоненты. И вот интересы двух этих политических сил столкнулись во время проектирования "Арджуна", породив кучу противоречий и нелогичных решений, когда конструкторам, не имеющим серьёзной базы для проектирования, выдвигаются парадоксальные требования, при этом танк должен конкурировать с лучшими мировыми образцами.

Изначально планировалось сделать 40-тонный ОБТ с 105-мм пушкой повышенного могущества. Проектированием занялась Организация оборонных исследований и разработок (The Defence Research and Development Organisation, DRDO). Первые машины планировалось сделать в 1980 году, что, кстати, вызывало нарекания руководства, хотевшего к середине 80-х гг. заменить танки иностранного производства. А в 2000 году на замену "Арджуна" по планам уже должен был прийти новый танк. Но всё пошло не так. Не имея производства мощных бронебойных снарядов, композитной брони и мощного надёжного двигателя, DRDO просто не могла создать современный танк. Не помогла и закупка опытного 110-мм английского танкового орудия.

А годы шли. В 1980 году у индийцев были большие опасения, что Пакистан может закупить американские "Абрамсы", которые по всем показателям на голову превосходили "Арджун". Тогда же были составлены новые тактико-технические требования на 50-тонный танк с 120-мм пушкой и 1400-сильным двигателем. В DRDO принялись переделывать танк: захотели поставить 120-мм гладкоствольную пушку, какими оснащались наиболее совершенные тогда советские и немецкие ОБТ. Но в руководстве посчитали иначе. В качестве примера они брали английские 120-мм танковые пушки. Особенно генералитет тогда впечатляла мощь американской М58, стоявшей на тяжёлом танке М103. Её бронебойный снаряд М358 массой 23,1 кг имел дульную энергию аж в 13,15 МДж! Для сравнения один из наиболее мощных современных бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС) М829А3 имеет лишь 12 МДж.

В это же время другая группа в руководстве страны и армии договорилась с Советским Союзом получить лицензию на выпуск Т-72М1, производство которых под именем Ajeya ("Аджея") быстро организовали в Авади, где их и выпускали до 2005 года. При этом военным так понравился двигатель В-46, что им оснастили последние моды "Виджаянты". В 1984 году инженеры из DRDO поняли, что сами не справляются, и обратились к немцам за помощью. Те, особо не упорствуя, решили помочь с конструкцией башни, двигателем и боеприпасами. Индийцы на помощь согласились, но, чтобы танк был "максимально" собственной разработки, стали вносить изменения. К этому времени расчётная цена танка выросла до 1,6 млн долларов – это была самая дорогая боевая машина своего времени! Всего на программу на тот момент потратили 2,8 млрд рупий, из которых 1,8 оказались растрачены впустую.

Первый полноценный прототип выкатили в конце 80-х гг. Его масса превысила заданные 50 тонн и достигла 59. Но это был не предел, ведь собственную 120-мм пушку до сих пор не сделали, и первые прототипы получили старую L7А2. При первых же испытаниях выявили существенные недостатки. Во-первых, транспортная сеть страны оказалась неспособной транспортировать танк с такой массой, и потому срочно стали создавать ж/д платформы для переброски техники в 60+ т, усиливать основные мосты в районе потенциального театра военных действий (ТВД). Во-вторых, запаса из 1610 литров топлива хватало на… 200 км. В-третьих, ужасная эргономика, из-за чего мехвод мог разбить голову, вылезая из танка, а при некоторых положениях башни его люк блокировался, и боец не мог вылезти из машины. Из-за неудобного расположения БК заряжающий заряжал первый снаряд целых 15 секунд. А тут ещё пакистанцы решили закупить Т-84 на Украине. И DRDO начала лихорадочно копировать все доступные им технические решения, лишь бы довести "Арджун" до современного уровня. Это привело к росту стоимости программы в 20 раз! Цена одного танка подползла к 2,8 млн долларов. А армия уже заказала 1500 танков к 2000 году...

Так или иначе, инженеры из DRDO доделали "Арджун" к нулевым. Было построено 124 танка в варианте Mk. 1, принятого в 2004 на вооружение. Лиха беда начало! Машина оказалась сырой и уже устаревшей. Опытная эксплуатация показала печальный факт того, что созданный для пустыни танк плохо себя чувствовал при температуре выше 40 градусов. Мало того, за все эти годы никто не подумал о производстве запчастей. Лишь в 2016 их поставки в армию были налажены, а до этого только четверть "Арджунов" была боеспособна за счёт "каннибализма". В это время другие силы в руководстве успешно локализовали производство Т-90С под названием Bhishma ("Бхишма"), который был ещё и дешевле Mk. 1, подбирающегося вплотную к цифре в 4 млн $. DRDO вместе с Израилем стали создавать улучшенный вариант Mk. 2, имеющий самые современные системы. Первые образцы появились в 2019 году, а попутно название сменилось на Mk.1A. Также снизили процент иностранных компонентов с 63 до "всего лишь" 54. Параллельно масса выросла до 68 т, а стоимость, вероятно, превысила 7 млн $.

А теперь поговорим подробнее о конструкции танка и начнём с вооружения. Понятно, что сама по себе нарезная пушка уступает гладкоствольной по живучести при стрельбе БОПС и пробиваемости КС (у нарезной формируемая струя кумулятива имеет сильное вращение, снижающее пробиваемость, из-за чего снаряд приходится стабилизировать). И дело даже не в сложности заряжания пушки (на последних образцах её довели до 6-8 в/мин, т.е. вполне себе достаточно). И не в архаичности конструкции. Главная проблема в боекомплекте. Сперва к нему сделали БФС (сейчас из-за игр известны как HESH-фугасы) в 80-90-е годы, когда повсеместно применяли композитную броню, которая поглощала энергию взрыва. Вместе с ним создали коротенький БОПС Mk. 1 длиной 380 мм на основе немецкого DM23, равный по своему могуществу… советским обычным 100- и 115-мм подкалиберным снарядам, прямо скажем, не самым мощным. Mk. 2, аналог нашего "Манго", который даже на момент своего появления в 1986 году имел не самые лучшие характеристики, они смогли запустить в серию лишь в 2016. Зато уже в начале 90-х годов Т-55М и "Виджаянты" были оснащены достаточно мощными снарядами своего производства, которых делали по 10 тыс. в год. При этом зачем-то сокращение APFSDS индусы заменили на FSAPDS. Попутно к пушке адаптировали израильскую противотанковую управляемую ракету (ПТУР) LAHAT, который долгое время не мог поражать цели менее чем в 500 м и более 1400 м от танка. Параллельно были созданы многочисленные узкоспециализированные снаряды, в том числе и с поэтичным названием Penetration Cum Blast. В общем, бороться с пакистанскими Т-84 особо нечем, хотя это и была главная цель "Арджуна".

Переходим к подвижности. Её обеспечивает поставляемый немцами MTU 838 Ka-501 мощностью 1400 л.с. Хотелось бы и 1500, но-о… Двигатель создавался на базе движка "Леопарда-1" со всеми вытекающими проблемами восстанавливающегося немецкого танкостроения. Делался он для Европы с её умеренным климатом, а не для раскалённых пустынь Раджастана, и потому на жаре плохо работал. Индийцы внесли изменения раз, другой, и двигатель начал ломаться чаще — пошли претензии к немцам. Дошло до того, что немцы разработали и стали устанавливать аналог чёрного ящика самолётов. Отказы не прекратились, но их стало заметно меньше. Ходовая гидропневматическая на американских комплектующих, со своими проблемами. Судя по видео с гребёнки, подвеска очень жёсткая. Из-за роста массы упала подвижность. Правда, удалось уладить проблему с расходом топлива, и запас хода с 200 вырос до 450 км. Для Mk. 1 максимальная скорость составляет 70 км/ч, для Mk. 1A – 60-65, причём у обоих по пересечённой местности заявлены 60 км/ч, что вызывает сомнения. Последняя 68-тонная версия Mk. 1A снова требует более мощных мостов и средств для транспортировки, которых нет. Но стоит отметить, что индийцам удалось добиться большого удобства управления (не в последнюю очередь благодаря немецкой КПП-автомату Renk RK 304S) в сравнении с Т-72М1 или Т-90С.

Много работ было проведено по улучшению защиты "Арджуна". Была создана новая стальная броня повышенной твёрдости с ростом стойкости в сравнении с катанной гомогенной бронёй (про марку оной, конечно, не упомянуто) на 25% против пуль и 20% против БОПС. Создали свою композитную броню Kanchan, вероятно, аналог английского Чобхэма. В 90-е годы её успели установить в "Виджаянты" при модернизации и, по слухам, в Т-90С собственного производства (Т-90 они почти полностью локализовали). Башню помогали проектировать немцы, фактически подарив от "Леопарда-2". Её борта в районе экипажа имеют усиление, но недостаточное даже против самых слабых РПГ. На Mk. 1A установили скопированную с нашего "Контакта-5" динамическую защиту (ДЗ), систему предупреждения об облучении лазером и наведении на источник, РЛС предупреждения о ракетной атаке, системы постановки тепловых и радиолокационных помех. Вот тут действительно израильтяне из Elbit — молодцы, таких систем нет даже на "Абрамсах". Технически, DRDO заявляла, что броня "Арджуна" не пробивалась из Т-72М1 в упор. Но зная тактико-технические характеристики наших экспортных снарядов к 72-кам – такое себе достижение.

Сама же схема защиты, расположения уязвимых зон крайне неудачна. Недостатки, кажется, намеренно собирались со всех основных боевых танков (ОБТ). Топливные баки и БК второй очереди расположены во лбу за большой тонкой гомогенной нижней лобовой деталью (НЛД). В не самой толстой верхней лобовой детали (ВЛД) имеется крупный лючок для заправки топлива. Динамическая защита (ДЗ) со лба прикрывает только самые защищённые места. Ослабленная маска занимает треть лба башни. Сделан огромный вырез в броне под прицел наводчика. В общем, тут двоякая ситуация: очень продвинутая израильская система активной защиты типа soft-kill и предупреждения и крайне дырявая родная защита.

Система управления огнем (СУО) и связь хорошие, если не сказать отличные. Есть и навигация, и автоматы сопровождения, и системы управления полем боя, и современные радиостанции, и панорама командира и многое другое. Опять же потрудились инженеры из Elbit. Но это касается Mk. 1A. В основе же лежит родной индийский прицел от Bharat Electronics, разработанный и производимый в Нидерландах с французскими тепловизионными матрицами. Это всё подсоединяется к израильским системам. С совместимостью, конечно же, была куча проблем. По видео с показательных выступлений заметно, что есть проблемы со стабилизатором. При локализации Т-90С были попытки воткнуть СУО "Арджуна" в "Бхишму", но неудачно. Индо-голландо-франко-израильская система оказалась слишком мощной и крупной для Т-90, в том числе и из-за отсутствия в нём должного источника питания (на "Арджуне" стоит ВСУ).

И, самое главное, индусы уже готовят танк на замену "Арджуна"… 50 тонн, 1500 л.с. двигатель, 120 мм пушка. Снова те же требования. Вообще "Арджун" является хорошим примером того, как заказчик долго не понимает, чего хочет, а промышленность не успевает за требованиями. Тут стоит только посочувствовать инженерам, которые несколько десятилетий топтались фактически на одном месте.
https://sun9-65.userapi.com/impg/YW96CEuoLrHrRwxbCNWLgJtl4w0zJCTU340YDA/HYKChtBb0ng.jpg?size=1280x519&quality=96&sign=702882f3469a1b80a5b6ea4cebb9f7d4&type=album

+ 7 фото

20

Индийский Т-90С
https://sun9-24.userapi.com/impg/zELvhiVBciVxbvbnER4QEuTKyH4RGM-_XpVACA/09dUoXmh4Vs.jpg?size=922x691&quality=96&sign=20f70637918c2fa79c586069f09e9a95&type=album

21

Индия в плане закупки вооружений всегда отличалась тем, что резко меняли своё решение и выбирали, мягко говоря, странные решения. Чего стоит последняя история с закупкой войсковых и объектовых ПВО ближнего радиуса. Из варианта Панцирь/Тунгуска против корейкой К30 Biho они выбрали последнюю, которая серьёзно уступает российским системам по противоракетной обороне, так расторгли недавно уже выполняющийся контракт и, по разным данным, собираются закупать немецкие стационарные (!) зенитные пушки (!). Но и в создании своей техники индусы крайне... уникальны.

Свой танк Арджун индусы начали делать в 1972-ом. Первые образцы несли на себе 110-мм английскую нарезную пушку. Но это были 70-е годы, когда массово пошли 120- и 125-мм пушки и танки с композитной бронёй. И тогда, беря за основу 110- и 120-мм нарезные пушки они создали свою собственную, изначально рассчитанную под использование БФС. Но по композитной броне БФС работает крайне отвратительно, и потому индусы, взяв за основу немецкий 120-мм DM23, сделали снаряд, укоротив 23-й из-за проблем с нагрузками в нарезном стволе, имеющий бронепробиваемость всего 300 мм на 2 км! Учитывая разницу в методиках определения пробиваемости, индусы, судя по всему, получили самый слабый боеприпас 5-дюймового калибра.

Поняв, что 300 мм на 2 км в 90-е не айс, решили поставить израильский LAHAT. Но из-за огромных проблем интеграции израильского ТУР к СУО на французских комплектующий, до 2012 года дальность стрельбы ограничивалась 1,4-1,5 км, после подняли до 2-2,5, что, в условиях индийских пустынь и крайне слабозащищённого лба означало для Арджуна Mk 1 смерть от пакистанских Т-80УД с Манго.

Но индусов было уже не остановить. Был разработан свой боеприпас Penetration Cum Blast (PCB), представляющий собой калиберную болванку с бронебойным наконечником и полым вольфрамовым телом, наполненным алюминием для повышения заброневого действия. Заявлена пробиваемость в 500-520 мм на 2 км, что крайне сомнительно.

И пока продолжается полувековая битва за создание танка Made in India, ВПК Индии готовится к выпуску ещё 464 Т-90С.
https://sun9-49.userapi.com/impf/mDDW6YfGeZ_RUIxO3DvWXbcC1cwOsvsY9c02Lg/4QPqGIzOT-4.jpg?size=900x675&quality=96&sign=4294fbcebe6eff3f57ada8bdf6462fa0&type=album

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

22

Индийские Т-90С и СК обр. 2001 года. Особенностью этих танков является литая башня, что хорошо видно по установке динамической защите. Были поставлены в Индию в 2001 году в количестве 40 (по другой версии 44) единицы.
https://sun9-12.userapi.com/impf/WfMTaYKd6_Wf3g8ZFL18_bE70vvi8yK18qx6rQ/M8w_WYrbXrg.jpg?size=1024x683&quality=96&sign=8323692730713f3b531d6350ed2b95fc&type=album

+ 5 фото
Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

23

Т-90С «Bhishma» на учениях
https://sun9-52.userapi.com/impf/GACZco-845-mMPZQWiiOBfL2U2bQG-5JOPaTcg/6ZZIwvMxg84.jpg?size=1280x672&quality=96&sign=1199cfbb710c359d6ce8b0e070b47a9d&type=album

24

Индийские Т-72М1 из состава Миротворческих Сил ООН в Сомали.
https://sun9-77.userapi.com/s/v1/if2/LbFrCttmTQWtjMqQCCqw8zGl68u99kJR5krY_S4gMrWiKlw3eMk9TSYSeBdGoLpvDm2bRB76FQce7d59MutZCJC-.jpg?size=1280x831&quality=95&type=album

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

25

Индийская модернизация танков Т-72М1. Как отмечают сами индийцы - у машины неплохая защита лобовой проекции и практически полное отсутствие защиты бортов.
https://sun1-55.userapi.com/impg/ave_Gt9uaf_KO3B3lr4B8jBaqqHEvwP_e4IJfw/OKmMUubkYPo.jpg?size=1280x500&quality=96&sign=f28bbbda01ffab8a85a2dde13a17f0fd&type=album

+ 2 фото

26

Индийский опытный танк «Tank EX» стреляет управляемой ракетой.
https://sun1-90.userapi.com/impg/8-7yfxlEo8S6UKYk4M1NoNPzkwffQk5tHSXDRA/4aBYX_JUeD0.jpg?size=1213x694&quality=96&sign=de4019b2ed76ac64fb3027efab5df254&type=album

27

Индийские танкисты, в отличие от российских, в движении по походному не поворачивают башню своих Т-90С вправо, для более комфортного положения механика-водителя. Пушка у них располагается строго параллельно курсу машины при равных углах возвышения, если сравнивать с нашими танками. Неизвестно с чем это связано. Возможно еще одна традиция танковых войск Индии.
https://sun1-21.userapi.com/impg/3QDUC5SNxdzBh8gGthWqxcSmE9GDKiyolfLKUw/zcA-hHwXCl4.jpg?size=1280x388&quality=95&sign=747c81600adda936050fbaa5cbdd7d0c&type=album

Подпись автора

Моя страница в ВК
Одетые в броню

28

Индийский ОБТ английского разрыва - Виджаянта (Vijayanta), в девичестве Vickers Mk.1. Производился на заводе HVF в Авади. Прототип появился в 1963 году, на вооружение принят в декабре 65-го. Так или иначе эксплуатировался до 00-х, когда бы заменён на Аджаи (лицензионный вариант Т-72М1) и Бхишмы (Т-90С). Идеи его модернизации послужили началом работ по индийскому ОБТ Арджун, начавшихся в марте 1974 года. Количество произведённых в отечественных источниках часто указывается ошибочно, 1400 машин, фактически было выпущено 2200.
https://sun9-33.userapi.com/impg/wVA236Gvnw09LUCkiXROB9PNHnuw_nCrAh0cOA/Y7780wMwj28.jpg?size=1024x576&quality=96&sign=5e685b32021d157c8fca0a8420362986&type=album

29

К слову о тяжелых БТР на базе танка: индийский ТБТР Т-55 TBHA.
https://sun9-78.userapi.com/impg/MXU3FBVH44hPKGvjLRqDZfw09eWn_SwKlI2iGQ/37kPLNAaXdI.jpg?size=1024x531&quality=96&sign=b7383d26d969f5ed5a10102ba040aff5&type=album


Вы здесь » Одетые в броню » Танки » Танки Индии