Устройство основных узлов МЗ
Устройство и работа механических узлов МЗ |
Конвейер (рис. 2.1) служит для размещения в нем лотков с выстрелами и выведения их на линию заряжания.
Линия заряжания — место положения лотка в конвейере на продольной оси перед сцеплением его с рычагом механизма подачи.
Конвейер представляет собой кольцевую конструкцию, состоящую из верхнего 1 и нижнего 5 фланцев, соединенных между собой колоннами 7. Конвейер размещен снаружи кабины и крепится своим верхним фланцем к внутреннему венцу погона башни, установленному на шариковой опоре. На верхнем и нижнем фланцах размещены верхние 3 и нижние 6 крюки, в которые устанавливаются лотки 4.
Рис. 2.1. Конвейер с лотками:
1, 5 — верхний и нижний фланцы;
2 — верхний колонный крюк;
3, 6 — верхние и нижние крюки;
4 — лотки;
7 — колонна.
Механизм поворота конвейера (рис. 2.2) крепится к верхнему погону башни и полке кабины справа от сиденья командира. МПК представляет собой редуктор, связанный с зубчатым венцом погона конвейера, и имеет гидравлический и ручной приводы. В качестве приводных элементов использованы гидромотор 17 и рукоятка 10 ручного (дублирующего) привода. К нижнему торцу МПК крепится редуктор 8 привода визуального указателя, обеспечивающий синхронное вращение ротора визуального указателя и конвейера.
Рис. 2.2. Механизм поворота конвейера и визуальный указатель:
1 — визуальный указатель;
2 — шкала;
3 — переключатель типа выстрела;
4 — электромагнит;
5 — стопор конвейера;
6 — рукоятка стопора;
7 — переключатель стопора конвейера;
8 — редуктор;
9 — клипса;
10 — рукоятка ручного привода;
11 — клавиша; 12 — хвостовик;
13 — защитная втулка;
14 — карданный вал;
15 — регулировочная муфта;
16 — контакт барабана;
17 — гидромотор.
Снаружи к картеру МПК прикреплены стопор 5 конвейера и контакт 16 барабана (КБ), обеспечивающий подачу сигнала по электрической схеме управления на начало гидравлического торможения конвейера.
Стопор конвейера имеет гидравлический и ручной приводы и стопорит конвейер при повороте его на 1/28 часть оборота (на один шаг) и на любое число полных шагов. На боковой стенке корпуса стопора закреплен переключатель 7 стопора конвейера (ПСК), сигнализирующий о положении стопора (застопорено или расстопорено).
На хвостовике стопора закреплена рукоятка 6. Рукоятка 10 ручного привода МПК съёмная. В походном положении она закреплена в клипсе 9, а для работы устанавливается на хвостовик 12 вала ручного привода МПК. Рукоятка с валом соединяется при нажатии на клавишу 11. Для безопасности хвостовик вала закрыт защитной втулкой 13.
При работе МЗ в автоматических режимах гидромотор 17 через редуктор МПК и зубчатый венец погона приводит во вращение конвейер, который вращается по ходу часовой стрелки. Стопорение и расстопоривание конвейера происходят автоматически. При работе в ручном и полуавтоматическом режимах поворот конвейера осуществляется рукояткой, для чего ее необходимо высвободить из клипсы 9 под МПК, надеть на хвостовик 12, поджать клавишу 11 и вращать конвейер в нужном направлении. Стопорение и расстопоривание в этих случаях производится вручную рукояткой 6 стопора конвейера.
Для расстопоривания конвейера рукоятку стопора поворачивают вверх, для стопорения — вниз с последующим доворотом конвейера до застопоривания. Визуальный указатель (ВУ) 1 является запоминающим устройством и обеспечивает:
► информацию о наличии выстрелов по количеству, типам и местоположению в конвейере;
► электрическую сигнализацию о подходе к линии заряжания выбранного типа выстрела;
► полуавтоматический ввод отметки типа выстрела при загрузке и автоматический сброс отметки типа выстрела после его разгрузки или заряжания.
ВУ установлен справа на стенке башни. Привод к нему обеспечивается карданным валом 14, связанным с редуктором МПК.
Ввод отметки о типе выстрела осуществляется при проведении загрузки в автоматическом режиме с помощью отметчика визуального указателя, состоящего из электромагнита 4 и переключателя 3 типа выстрела. Переключатель устанавливается вручную в одно из трех фиксированных положений (Б, О, К), соответствующих типу загружаемого выстрела. После укладки выстрела в лоток и возвращения груженого лотка в конвейер на соответствующей кольцевой дорожке ВУ (против стрелки) появляется световая отметка (пятно). Информация о наличии выстрелов в конвейере передается цветными отметками на шкале 2. Шкала ВУ имеет три кольцевых дорожки. Приняты следующие условные цветовые обозначения:
► выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом — красная отметка (Б);
► выстрел с осколочно-фугасным снарядом — зеленая отметка (О);
► выстрел с кумулятивным снарядом — белая отметка (К).
Расшифровка цветов условных обозначений выстрелов приведена на крышке ВУ.
Для точного совмещения исходных положений конвейера и вращающихся деталей ВУ карданный вал 14 привода ВУ снабжен регулировочной муфтой 15. При загрузке переключатель типа выстрела переводится в положение, соответствующее загруженному в лоток выстрелу. После укладки выстрела в лоток и возвращения груженого лотка в конвейер на соответствующей кольцевой дорожке шкалы ВУ против стрелки появляется световая отметка.
После досылания выстрела и закрывания клина затвора пушки отметка типа выстрела на шкале ВУ исчезает. Сброс отметки осуществляется электромагнитом, установленным внутри ВУ.
ВУ снабжен кнопкой ОТМЕТКА ТИПА, с помощью которой производится сброс и ввод отметки на ВУ вручную при проведении загрузки или разгрузки конвейера ручными приводами или с использованием пульта дублирования. Кнопка ОТМЕТКА ТИПА позволяет исправить ошибочно введенную отметку типа на шкале ВУ, не соответствующую фактически загруженному в конвейер выстрелу. Порядок пользования кнопкой изложен на табличке, установленной на предохранительном щитке над отметчиком ВУ.
Механизм подачи (рис. 2.3) предназначен для вывода лотка с выстрелом на линию досылания. Линией досылания называется положение, при котором лоток, поднятый рычагом 23 МП, находится в крайнем верхнем положении, а пушка установлена на угол заряжания.
Угол заряжания (рис. 2.4) определяется совмещением прорези указателя 2 на неподвижном ограждении 1 наводчика и риски 3 на левом ограждении 4 пушки.
В автоматическом режиме работы МЗ при включенном стабилизаторе пушка устанавливается на угол заряжания автоматически.
При выключенном стабилизаторе установка пушки на угол заряжания при любом режиме работы МЗ производится с помощью ручного подъемного механизма пушки.
Рис. 2.3. Механизм подачи:
а — общий вид;
б — механизм расцепления;
1, 5 — ролики тележки;
2, 4 — передняя и задняя полуоси тележки;
3 — тележка рычага;
6 — лоток;
7 — опорная площадка копира;
8 — копиры;
9 — ролик верхнего полулотка;
10 — пластинчатая пружина;
11 — палец;
12 — крюк;
13 — продольный паз тележки;
14 — штифт бугеля лотка;
15 — собачка;
16 — палец штанги;
17 — защёлка;
18 — рычаг размыкателя;
19 — флажок механизма расцепления;
20, 22 — верхний и нижний буфера;
21 — исполнительный цилиндр;
23 — рычаг;
24 — редуктор ручного привода;
25 — штанга;
26 — пружины.
Рис. 2.4. Установка пушки на угол заряжания:
1 — неподвижное ограждение наводчика;
2 — указатель;
3 — риска;
4 — левое ограждение пушки.
Основные узлы МП: рычаг 23 (рис. 2.3), исполнительный цилиндр 21, редуктор 24 ручного привода, лоток 6, копиры 8, рычаг 10 (рис. 2.5) привода механизма улавливания и механизм 14 (рис. 2.6) расцепления рычага МП с лотком.
Рычаг МП с корпусом расположен на днище кабины и состоит из собственно рычага 23 (рис. 2.3), тележки 3 рычага с роликами 1 и 5 на передних 2 и задних 4 полуосях тележки, штанги 25, собачки 15, размыкателя и верхнего буфера 20.
Рис. 2.5. Механизм улавливания:
1 — защитная коробка;
2, 3, 8 — ролики;
4 — механизм сброса защёлки улавливателя;
5, 7 — тросовые приводы механизма сброса и улавливателя соответственно;
6 — улавливатель;
9 — серьга;
10 — рычаг привода механизма улавливания;
11 — вилка;
12 — пружинный стопор;
13 — корпус люфтовыбирающего устройства;
14 — пружина.
Рис. 2.6. Рычаг механизма подачи:
1 — регулировочная муфта;
2 — корпус рычага;
3 — серьга вала рычага;
4, 10 — дроссели;
5, 9 — вантузы;
6 — рукоятка ручного привода;
7 — рукоятка золотниковой коробки;
8 — исполнительный цилиндр;
11 — цапфа;
12 — тележка;
13 — пружины;
14 — механизм расцепления;
15 — гидропневмотический аккумулятор.
Рычаг — сварная конструкция, на которой монтируются все его основные части. Рычаг с помощью шлицевой втулки закреплен на валу.
Тележка 3 соединена с рычагом двумя передними полуосями 2, имеющими поводки для зацепов пружин 26, которые удерживают тележку в горизонтальном направлении при исходном положении рычага МП. Второй конец тележки задними полуосями 4 соединен со штангой 25.
Для сцепления лотка с тележкой при его выдаче на линию досылания в тележке предусмотрены: продольный паз 13, палец 16 и собачка 15 на конце рычага МП.
В бобышках щек рычага установлен размыкатель, состоящий из рычага 18 и защелки 17, жестко связанных осью. Размыкатель, соединяясь со вторым
концом штанги 25, фиксирует сцепленное положение тележки 3 с лотком, а размыкаясь со штангой, позволяет тележке рычага расцепиться с лотком.
Вал рычага МП установлен в корпусе, имеющем фланец для крепления редуктора 24 ручного привода. На валу рычага с помощью шлицевой втулки закреплена серьга 3 (рис. 2.6) вала рычага для подсоединения к штоку исполнительного цилиндра 8. На одном конце вала рычага установлен зубчатый сектор для сцепления с шестерней редуктора ручного привода. Второй конец вала рычага с помощью шлицевой регулировочной муфты 1 соединен с валом рычага 10 (рис. 2.5) привода механизма улавливания.
Верхний буфер 20 (рис. 2.3) определяет верхнее положение рычага МП и смягчает удар его о кронштейн упора, расположенный под пушкой.
На выходном валике редуктора ручного привода установлена рукоятка 6 (рис. 2.6) ручного привода МП, которая в нерабочем положении стопорится с помощью стопорной планки, закрепленной на редукторе. Рукоятки МПК и ручного привода рычага МП одинаковые.
На крышке редуктора ручного привода МП находится блок переключателей рычага, подающий сигнал о положении рычага МП (вверху или внизу).
Лоток состоит из двух шарнирно связанных между собой полулотков и обеспечивает:
► размещение и закрепление выстрела;
► вывод выстрела на линию досылания;
► направление выстрела при досылании в камору пушки;
► размещение поддона предыдущего выстрела.
Верхние полулотки, несущие заряды выстрелов, расположены вертикально за кабиной, нижние полулотки, несущие снаряды, расположены горизонтально под полом кабины (рис. 2.1).
Верхний полулоток представляет собой цилиндрическое основание 14 (рис. 2.7) с двумя захватами 5 и 13 и двумя пружинными захватами 3, предназначенными вместе с подкрылками 4 захватов для удержания поддона в лотке после его перекладки из улавливателя. К донышку 15 основания приварены кронштейны 16 для размещения роликов 1 и упоры 2, определяющие положение лотка на линии досылания.
Рис. 2.7. Лоток:
1 — ролик;
2, 6 — упоры;
3 — пружинные захваты;
4 — подкрылки;
5, 13 — левый и правый захваты верхнего полулотка;
7, 10 — резиновые амортизаторы;
8 — сектор;
9 — защёлка;
11, 12 — левый и правый захваты;
14, 21 — основания верхнего и нижнего полулотков;
15 — донышко;
16 — кронштейн;
17 — штифт стойки;
18 — стойка;
19 — бугель;
20 — крюк бугеля;
22 — штанга;
23 — цапфа;
а – верхний полулоток;
б – нижний полулоток.
На внутренней стороне верхних захватов размещены резиновые амортизаторы 7, с помощью которых закрепляется заряд выстрела. На наружных поверхностях захватов имеются цапфы 23.
Лоток устанавливается в нижние и верхние крюки конвейера на цапфах и роликах. Верхний и нижний полулотки шарнирно соединяются между собой штангами 22.
Нижний полулоток состоит из основания 21 с бугелем 19 и двух захватов 11 и 12 шарнирно соединенных с бугелем. На бугеле расположен крюк 20 и стойка 18 со штифтом 17, предназначенные для сцепления лотка с тележкой рычага МП. Основание нижнего полулотка служит постелью для укладки снарядов.
Снаряд в нижнем полулотке закрепляется с помощью захватов и защелки 9, установленной на левом захвате. Фиксация снаряда производится упорами 6, коническими секторами 8 и резиновыми амортизаторами 10. Открывание защелки лотка происходит автоматически с помощью флажка 11 (рис. 2.8).
Копиры 8 (рис. 2.3) закреплены на кронштейнах в корме башни и являются направляющими для роликов лотка при выводе его на линию досылания. На копирах предусмотрены опорные площадки 7, определяющие положение лотка на линии досылания.
Рис. 2.8. Механизм досылания:
1 — дроссель;
2 — реечный силовой цилиндр;
3 — переключатель досылателя;
4 — редуктор;
5 — амортизаторы;
6, 7 — правая и левая ветви цепи;
8 — выступ звена;
9 — клоц;
10 — ролик;
11 — флажок;
12 — прокладки;
13 — палец;
14 — проволока.
В нижней части обоих копиров размещено запирающее устройство (рис. 2.9), удерживающее лоток в крюках конвейера до полного сцепления тележки рычага с лотком. Оно состоит из пластинчатой пружины 3, регулировочной (прижимной) планки 1 и болтов 2 с шайбами крепления этих деталей.
Механизм 14 (рис. 2.6) обеспечивает расцепление тележки рычага с лотком при возвращении рычага в исходное положение, он помещается на кабине и взаимодействует с рычагом размыкателя.
Механизм улавливания (рис. 2.5) предназначен для захвата и удержания экстрактированного поддона после выстрела и перекладки его в лоток, освободившийся после очередного заряжания.
Рис. 2.9. Запирающее устройство копира:
1 — регулировочная (прижимная) планка;
2 — болты с шайбами;
3 — пластинчатая пружина.
Он установлен на левом ограждении пушки и состоит из улавливателя 6, его тросового привода 7 и механизма 4 сброса защелки улавливателя с тросовым приводом 5.
Улавливатель (рис. 2.10) представляет собой цилиндрический корпус 1 с проушинами для оси 20. Внутри корпуса установлено подвижное дно 2, которое через резиновый амортизатор упирается в неподвижное дно корпуса. На боковой поверхности корпуса имеется пять подпружиненных толкателей 12 и пять собачек а для захвата и удержания экстрактированного поддона. На двух диаметрально противоположных толкателях и их стаканах установлены электрические переключатели 3 улавливателя, сигнализирующие по электрической схеме управления МЗ о наличии поддона в улавливателе.
Нижняя часть корпуса улавливателя закрыта створкой 18, которая удерживается в закрытом положении пружиной и фиксируется защелкой 16, установленной на резьбовой хвостовик оси 17.
Рис. 2.10. Улавливатель:
1 — корпус;
2 — подвижное дно;
3 — переключатель;
4, 16 — защёлки;
5, 19 — тросы привода и защёлки;
6 — регулировочный болт;
7 — кнопка;
8, 9 — подвижные направляющие;
10 — неподвижная направляющая;
11 — собачка;
12, 14 — толка-тели;
13, 15 — пружины;
17, 20 — оси;
18 — створка;
21 — наконечник троса;
22 — проволока;
23 — кронштейн;
24 — ролик;
а – вид слева;
б – вид справа.
Освобождается створка после нажатия двуплечим рычагом 2 (рис. 2.11) механизма сброса защелки створки улавливателя (механизма сброса поддона) на верхнюю часть защелки, когда корпус улавливателя тросовым приводом поднят, а лоток находится на линии досылання. В нижнем (исходном) положении улавливателя трос 19 (рис. 2.10) натянут и через защелку удерживает створку в закрытом положении. Одним концом трос закреплен в защелке, а вторым — в кронштейне 23 улавливателя, натяжение троса регулируется вворачиванием резьбового наконечника 21 в кронштейн.
Рис. 2.11. Механизм сброса поддона:
1 — вилка;
2 — двуплечий рычаг;
3 — пружина;
4 — винт;
5 — кронштейн;
6 — ось;
7 — сгонная муфта.
Для направления траектории поддона при перекладке его в лоток имеются три направляющие: подвижная направляющая 9 и неподвижная направляющая 10 на створке и подвижная направляющая 8 на корпусе улавливателя. На оси 20, относительно которой прокачивается корпус улавливателя, установлен толкатель 14 с пружиной 13, производящей перекладку поддона в лоток. На кронштейне улавливателя размещено электрическое контактное устройство, дающее сигнал в электросхему МЗ о перекладке поддона при заряжании. Оно состоит из кнопки 7 на кронштейне и регулировочного болта 6 на толкателе.
Перемещение улавливателя осуществляется тросовым приводом 7 (рис. 2.5), состоящим из троса, защелки улавливателя, люфтовыбирающего устройства с корпусом 13, вилки 11 от вала рычага МП через рычаг 10 и серьгу 9. Рычаг 10 соединён с валом МП шлицевой регулировочной муфтой. Трос привода улавливателя проходит по желобам роликов 2, 3, 8, установленных на левом щите ограждения пушки.
Защелка 4 (рис. 2.10) улавливателя стопорит улавливатель в исходном (нижнем) положении относительно кронштейна 23.
Люфтовыбираюшее устройство предназначено для сохранения застопоренного исходного положения улавливателя и троса на любых углах наведения пушки.
При подъёме рычага МП первоначально выбирается люфт в люфтовыбирающем устройстве за счёт сжатия пружины 14 (рис. 2.5), затем защелка улавливателя, проворачиваясь, расстопоривает корпус улавливателя и обеспечивает подъем его до верхнего положения. Требуемая длина троса, обеспечивающая правильное верхнее положение улавливателя, регулируется навинчиванием корпуса люфтовыбирающего устройства на вилку 11. Отрегулированная длина троса фиксируется пружинным стопором 12.
Механизм сброса поддона расположен на крыше кормовой части башни и предназначен для открывания защёлки створки улавливателя после досылания выстрела и возврата цепи досылателя в исходное положение.
Привод механизма 4 сброса защелки улавливателя осуществляется с помощью троса от храпового устройства в редукторе МД.
Механизм сброса защелки улавливателя состоит из двуплечего рычага 2 (рис. 2.11), сгонной муфты 7, пружины 3 и винта 4 для натяжения пружины.
Двуплечий рычаг крепится через ось 6 к кронштейну 5, закрепленному на крыше башни. Он связан с вилкой 1, конец которой ввинчен в сгонную муфту 7. Сгонной муфтой регулируется монтажный зазор между двуплечим рычагом и защёлкой створки улавливателя. Пружина 3 удерживает двуплечий рычаг в исходном положении.
Тросовый привод механизма сброса поддона проходит по желобкам роликов, установленных на корпусе редуктора механизма досылания и кронштейне копира.