Тяжёлый танк Т-10 был торжественно представлен широкой публике во время своего первого и последнего появления на Красной площади 7 ноября 1957 года в рамках парада, посвящённого 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Это был Т-10 образца 1956 года.
Парад состоялся всего через месяц после запуска первого искусственного спутника Земли осуществленного Советским Союзом. Среди других образцов военной техники, впервые представленных на главной площади страны, была новая стратегическая ядерная ракета Р-5М, средний танк Т-54, зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 и многое другое.
Это событие стало одним из самых грандиозных военно-политических мероприятий десятилетия и имело большое значение для военной разведки.
Т-10 стал кульминацией более чем десятилетнего непрерывного развития тяжелых танков в Советском Союзе и является самой передовой конструкцией в своем классе, которая использовалась на родине. Кроме того, это был, пожалуй, самый изящный из всех советских тяжелых танков, имеющий чрезвычайно хорошо скошенную броню как на корпусе, так и на башне, расположенных довольно приятным образом. Как серия, Т-10 мог похвастаться уровнем технологической сложности, который не имел себе равных в Советской армии до поступления на вооружение Т-64, и даже тогда возможности двух классов значительно совпадали. Советская бронетанковая доктрина рассматривала тяжелый танк как прорывное оружие, способное действовать самостоятельно или бок о бок с другой бронетехникой в составе смешанных танковых подразделений, которое по своей конструкции может устранить любое противодействие, недоступное среднему танку.
Фактически, это была та же общая доктрина, которая диктовала использование тяжелого танка M103 на вооружении морской пехоты США, которая делала небольшое различие между тяжелыми и средними танками в оперативном смысле. Кен Эстес, который, вероятно, является ведущим в мире экспертом по серии танков M103, отмечает на странице 38 «Тяжелый танк M103: 1950—1974», что «не было никакой конкретной доктрины, предусматривающей поддержку средних танков в полевых условиях подразделениями тяжелых танков, и в целом предполагалось, что конкретная ситуация определит, будет ли тяжелая танковая рота поддерживать пехотный полк в бою, сформирована в рамках противотанкового плана дивизии или, в редких случаях, когда танковый батальон использовался массово, для действий в полевых условиях. в составе бронетанковой оперативной группы».
Т-10 были организованы в тяжелые танковые полки, которые должны были быть объединены в танковую дивизию наряду с двумя полками средних танков. Его также можно было организовать для формирования тяжелых танковых дивизий, но поскольку в конце 1950-х годов назначение тяжелых танковых дивизий в стратегическом масштабе в СССР стало неопределенным, в конечном итоге они были объявлены устаревшими, что сделало тяжелые танковые полки крупнейшим специализированным подразделением для тяжелых танков.
Разработкой Т-10 руководил Жозеф Яковлевич Котин, главный конструктор конструкторского бюро Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), который ранее отвечал за ИС-2 и ИС-3, а проектными работами руководил главный конструктор М. Ф. Бальжи, который ранее участвовал в проектировании как ИС-3, так и ИС-4. Новый тяжелый танк был разработан как прямой преемник ИС-3 (Объект 703) и ИС-4 (объект 701). Излишне говорить, что эволюционный прогресс в танковой технике вполне естествен, но в данном случае он был вызван недостатками первых послевоенных тяжелых танков. Проблемы с ИС-3 возникли вскоре после того, как он поступил на вооружение, и его предварительно заменил ИС-4, но сам ИС-4 оказался довольно несовершенным, и его сняли с производства всего через три года после начала производства. Концептуально оба этих танка были спроектированы во время Второй мировой войны и создавались в соответствии с требованиями послевоенной инженерной школы, которая сделала их менее чем адекватными потребностям послевоенного СССР.
В декабрьском выпуске 2012 года серии статей «Отечественные Бронированные Машины 1945—1965», автором которых является М. В. Павлов и опубликованном в журнале «Техника И Вооружение», Павлов заявляет на странице 54, что ИС-4 не прошел испытания на проходимость 1000 км из-за отказа бортовых передач, разрушения подшипников опорного и холостого хода, выхода из строя датчиков давления масла в двигателе, преждевременного износа и разрушения тормозных колодок, выхода из строя трансмиссии, отказа гидравлического механизма управления трансмиссией и многого другого.
Павлов также упомянул другие серьезные недостатки танка, такие как недопустимо шумные вентиляторы системы охлаждения. Свистящий шум от пары вентиляторов радиального охлаждения на машинном отделении создавал такое большое количество акустических помех, что фактически сократил радиус действия бортовых радиоприемников, и, по сообщениям, вентиляторы были слышны на ошеломляющем расстоянии в 7-8 километров во время движения танка. Концентрация монооксида углерода в танке из двигателя и паров топлива также была неприемлемо высокой, что затрудняло экипажу эффективное управление танком. В довершение всего увеличение веса привело к тому, что один ИС-4 стоил почти в три раза дороже ИС-3, не принося равного повышения боевой эффективности. Большая часть этих затрат была связана с нехваткой броневых листов из толстого проката и трудностями при сборке танка с такой толстой броней.
Это тем более прискорбно, что ранее первоначальный проект ИС-4 (Объект 701) все еще имел более скромную боевую массу в 55 тонн в своем прототипе и превосходил ИС-3 по нескольким техническим характеристикам, включая тактическую мобильность, такую как обладание на 25 % более высокой средней скоростью при движении по пересеченной местности, несмотря на то, что он был более тяжелым танком. Испытания мобильности подтвердили, что ИС-3 был быстрее, и разница в мобильности между Объектом 701 и ИС-3 продолжала увеличиваться по мере того, как Объект 701 получал больше брони на более поздних прототипах. На этом этапе все еще оптимистично прогнозировалось, что ИС-7 будет весить всего 54-56 тонн. В действительности стремление к всесторонней броневой защите привело бы к тому, что ИС-4 раздулся бы до боевой массы в 60 тонн, а ИС-7 весил бы ошеломляющие 68 тонн. Проблемы, возникшие из-за увеличения веса, сделали ИС-4 неустойчивым; массовое производство ИС-4 было прекращено 9 апреля 1947 года. Модернизация ИС-4М была создана с целью устранения этих проблем или, по крайней мере, их улучшения, но не все танки ИС-4 были модифицированы в соответствии с этим стандартом к моменту завершения программы 22 марта 1949 года.
9 апреля 1952 года все танки ИС-4 и ИС-4М были сняты со своих передовых позиций и переведены в Резервы Верховного Главнокомандования (РВГК) — стратегические резервы — и служили в этом качестве в Дальневосточном военном округе. Когда началась Корейская война, воинские части, дислоцированные в этом районе, включая танки ИС-4, были отправлены в Приморский край (Маньчжурия) для обеспечения безопасности границы между СССР и Северной Кореей, а когда произошел китайско-советский раскол, подразделения ИС-4, дислоцированные в Дальневосточном военном округе, были снова мобилизованы и отправлены в Забайкальский край, граничащий с Китаем, а те, что дислоцировались в Маньчжурии, были повернуты также в сторону Китая.
На практике проблемы с ИС-4 означали, что ИС-3 фактически был тяжелым танком советской Армии, несмотря на его собственные недостатки, которые постепенно устранялись в новых танках в процессе производства, а затем исправлялись на существующих танках с помощью дорогостоящей программы модернизации, чтобы превратить их в ИС-3М.
Множество проблем, связанных с ИС-4, вызвали большой скептицизм по отношению к ИС-7, поскольку последний представлял собой еще большее увеличение веса. Это косвенно повлияло на окончательный отказ от ИС-7 и послужило катализатором решения ограничить вес всех будущих тяжелых танков. 18 февраля 1949 года Совет Министров СССР принял постановление № 701-270сс, которое формально запрещало все дальнейшие работы над тяжелыми танками массой более 50 тонн. Это позволило бы пересекать гражданские мосты, понтонные мосты и другие тактические мосты для преодоления препятствий, поскольку их вес ограничивался от 50 до 60 тонн. Это также позволило бы перевозить тяжелый танк по частям по железной дороге, поскольку максимальная грузоподъемность, установленная советскими железнодорожными властями в то время, составляла 55 тонн. К постановлению № 701-270сс прилагался приказ конструкторским бюро ЛКЗ и ЧКЗ разработать новый тяжелый танк массой 50 тонн и менее. Прототип нового танка «Объект 730», разработанный конструкторским бюро ЧКЗ под руководством Жозефа Котина, был готов к испытаниям всего семь месяцев спустя под предварительным обозначением ИС-5, не путать с прототипом «Объекта 248» 1944 года, который также был известен как «ИС-5».
Конструкция корпуса ИС-5 была заимствована непосредственно у ИС-7, но обтекаемая и урезанная для снижения веса за счет броневой защиты. Его башня была полностью оригинальной конструкции. ИС-5 имел трансмиссию ИС-4 и использовал аналогичную систему охлаждения, приводимую в действие парой больших осевых вентиляторов охлаждения на моторной палубе в том же стиле, что и ИС-4, по образцу вентиляторов охлаждения, использовавшихся на немецком танке «Пантера». На изображении ниже показан ИС-5 в его конфигурации 1949 года выпуска со всеми этими характеристиками.
Однако проблемы с надежностью трансмиссии ИС-4 вновь возникли на ИС-5. В отчете об испытаниях отмечено следующее:
«1. Испытание машины начато 22.09.49 г. за это время она прошла 1012 км, из них: а) проселочная дорога — 501 км;б) пересеченная местность — 511 км.
2. Двигатель проработал 67 ч 36 мин.
3. В процессе испытаний получены следующие средние скорости чистого движения:
а) проселочная дорога 29-27 км/ч;
б) мокрый луг 17,7-16,5 км/ч;
в) болотистый луг (движение осуществлялось преимущественно погружением клиренса), пройдено 314 км 12-14 км/ч.
На отдельных участках сухого пути получали скорость 31-27 км/ч.
4. Основные дефекты:
а) Разрыв и разрушение по швам и целому телу алюминиевых топливных баков после 441 км. Внутренние баки заменены на стальные.
б) Выход из строя обоих бортовых редукторов по причине закручивания и изгиба ведущих валов.
5. В настоящее время машина находится на втором техническом осмотре».
Основной акцент при испытании был сделан на ненадежности трансмиссии. Танк не прошел заводское гарантийное испытание протяженностью 2000 км из-за поломки трансмиссии, что свидетельствует о необходимости новой и более надежной конструкции. В результате в танке была установлена новая 8-ступенчатая планетарная трансмиссия. В ходе модернизации танка было внесено множество других усовершенствований, включая замену вентиляторной системы охлаждения на систему охлаждения с принудительным выталкиванием, вдохновленную проектом ИС-7. К тому времени, когда танк поступил на вооружение как Т-10, он сочетал в себе несколько успешных конструктивных особенностей ходовой части ИС-4 с некоторыми особенностями ИС-7, так что можно сказать, что в нем в усовершенствованной форме сочетаются все лучшие детали его предшественников. На тот момент обозначение «Объект 730» применялось к трем модификациям одного и того же танка под тремя разными названиями.
Хотя Т-10 обр. 1953 г. (справа внизу) внешне был похож на первый ИС-5 образца апреля 1949 г. (слева внизу), конечный продукт имел несколько отличительных особенностей. Корпус подвергся минимальным модификациям, но башня получила более рациональное распределение толщины брони. Броневая защита была несколько усилена, и по мере продолжения испытаний танка в середине 1950-х годов на производственной линии постоянно совершенствовались технология литья и распределение броневой массы.
Учитывая не слишком хорошую историю ИС-3 и ИС-4, Т-10 по праву можно считать самым успешным тяжелым танком, служившим в Советской Армии в мирное время, и, несомненно, это был хороший, надежный танк, достойный своего места, по крайней мере, по стандартам типичных тяжелых танков, поскольку Т-10 по-прежнему обладал всеми недостатками, обычно присущими его классу, такими как высокие затраты на производство и обслуживание и несколько низкая экономическая эффективность по сравнению с его фактическими боеспособностью. Стратегическое решение ввести искусственное ограничение веса в 50 тонн, несомненно, оказало большое влияние на относительно беспроблемную карьеру Т-10.
В то время как ИС-4 в основном служил в резерве и продержался на действительной службе всего несколько лет, Т-10 более десяти лет прослужил на действительной службе в Западном военном округе в качестве костяка советских тяжелых танковых дивизий, прежде чем был медленно выведен в стратегические резервы в конце 1960-х годов, а несколько тяжелых танковых подразделений, оснащенных танками Т-10М, даже продолжали служить в GSFG до конца 1970-х годов. Некоторые источники утверждают, что вывод последнего батальона Т-10М произошел в 1979 году.
28 ноября 1953 года Т-10 официально поступил на вооружение Советской Армии, а 15 декабря 1953 года был отдан приказ о запуске нового тяжелого танка в серийное производство под товарным кодом «Объект 730». Завод № 200 отвечал за изготовление башен и корпусов. Производство оригинального Т-10 шло медленно: в 1954 году было произведено всего 30 единиц, в 1955 году — 90 единиц, а в 1956 году, когда закончился производственный цикл, было выпущено 70 единиц. Вместе с десятью предсерийными танками, изготовленными в 1953 году до официального поступления танка на вооружение Советской Армии, общее количество танков Т-10 составило всего 200 единиц. Эта ничтожная цифра составляла менее десятой части от общего количества танков ИС-3, произведенных за короткий период, и была совершенно незначительной по сравнению с серийными танками типа Т-54, но даже в этом случае даже на этом раннем этапе серия Т-10 уже превосходила по численности Conqueror, из которых за более длительного периода производства с 1955 по 1959 год было построено всего 185 экземпляров.
Однако у этих танков Т-10 был ряд проблем, связанных с плохим контролем качества завода № 200 при изготовлении литых башен. В 1954 году колоссальные 50,9 % башен танков, поставленных Советской Армии, превышали проектную массу в 6500 кг при допустимом пределе в 5 % (325 кг). К 1955 году этот показатель увеличился до 11,5 %, но в ходе обширных испытаний с боевой стрельбой в том же году выяснилось, что 32 % испытанных башен (всего 22) не соответствовали проектным требованиям по баллистической стойкости. Таким образом, было признано, что по-прежнему необходима дальнейшая доработка конструкции башни, чтобы сократить потери ресурсов и обеспечить постоянное соблюдение проектных критериев защиты. На двух фотографиях ниже показан один из танков Т-10, построенный в 1954 году.
17 мая 1956 года Т-10А поступил на вооружение и начал производство на ЧКЗ под артикулом «Объект 731». Хотя эта модель официально заменила Т-10 на производственной линии, был переходный период в несколько месяцев, когда обе модели производились одновременно, причем многие компоненты были общими для обеих. Менее чем через год, 11 февраля 1957 года, Т-10Б поступил на вооружение и начал производство на ЧКЗ под кодовым обозначением «Объект 733». Было поставлено всего 110 экземпляров модели Т-10Б, когда 26 сентября 1957 года Т-10М поступил на вооружение и полностью заменил его на производственной линии в следующем году. У него был код изделия Объекта 272. Интересно, что боевой вес Т-10М составлял 51,5 тонны, поэтому он лишь на волосок превышал официальный весовой предел, но это, вероятно, считалось приемлемым, поскольку он все еще находился в пределах 55-тонной железнодорожной нормы.
Т-10М обр. 1957 г. производился одновременно как на ЧТЗ, так и на ЛКЗ, но в несколько разных формах. Завод ЧТЗ выпускал Объект 734, а завод ЛКЗ — Объект 272. Два завода производили несколько разные модели, потому что завод ЧТЗ только недавно освоил производство корпусов Т-10, когда новая конструкция Объекта 272 от ЛКЗ была принята в качестве следующей основной модели танка. Поскольку ЧТЗ не смог быстро перевести производство на новый корпус Объекта 272, им пришлось прибегнуть к компромиссному решению — соединить башни Объекта 272 с корпусами Объекта 730, создав таким образом Объект 734, известный как Челябинский Т-10М, в отличие от оригинального ленинградского Т-10М. В 1962 году ЧТЗ был, наконец, готов перейти на выпуск корпусов объекта 272, поэтому оба завода были стандартизированы по спецификациям объекта 272. Последняя модификация Т-10М поступила на вооружение в 1963 году как Т-10М обр. 1963 года, и танк продолжал выпускаться в этом виде до 1965 года.
С 1953 по 1965 год в СССР было произведено в общей сложности 1439 танков Т-10 и их модификаций. Т-10М прослужил на производственных линиях дольше всех на сегодняшний день и может считаться окончательным представителем серии Т-10, являясь не только самой совершенной моделью, но и самой многочисленной с большим отрывом. Хотя в СССР не проводилось программ модернизации для приведения более ранних моделей Т-10 к стандарту Т-10М, некоторые танки были оснащены приборами ночного видения, чтобы ликвидировать разрыв в возможностях. Некоторые танки прошли лишь частичную модернизацию, поскольку не все детали и оборудование были доступны для подразделений, оснащенных танками Т-10.
Чтобы представить производственные показатели Т-10 в перспективе, его можно сравнить с M103 и Conqueror. В 1955 году на Королевском артиллерийском заводе был построен первый Conqueror, производство которого продолжалось до 1959 года, в результате чего британской армии было поставлено в общей сложности 185 танков. Всего было построено 20 Mark 1 и 165 Mark 2 Conqueror.
M103 был намного многочисленнее, но сроки его развертывания были относительно поздними по сравнению с Т-10. Прототип тяжелого танка M103 T43E1 (он еще не получил обозначение M103, поскольку не был классифицирован по типу) поступил в серийное производство примерно в то же время, что и Т-10, но в первоначальном виде был признан непригодным для эксплуатации. Командование Континентальной армии (CONARC) завершило испытания этих танков T43E1 и признало их неудовлетворительными для передачи войскам по состоянию на 20 июня 1955 года. В общей сложности было сочтено необходимым произвести 144 модификации, но из-за отсутствия срочности после завершения Корейской войны армия выбрала более простой ремонт, который применил только 98 из 144 модификаций. M103 был классифицирован по типу 26 апреля 1956 года, и первая партия из 80 танков M103, модифицированных в соответствии с армейским стандартом, вступила в строй к середине 1957 года после завершения войсковых испытаний в начале 1957 года. К этому времени прошло десять лет с тех пор, как прекратилось производство ИС-3, Т-10Б уже начал серийное производство, а до замены его на производственной линии Т-10М оставался всего год.
Было произведено всего около 300 экземпляров, что составляет едва ли более пятой части от окончательного парка Т-10. Тем не менее, армия США отказалась от всех своих проектов тяжелых танков и отошла от концепции тяжелого танка, сместив акцент на основной боевой танк, который мог бы сочетать возможности среднего и тяжелого танков в новой и довольно дальновидной боевой доктрине. В конечном счете, это оказалось бы правильным подходом, даже несмотря на то, что основной боевой танк, унаследованный от новой доктрины, M60A1, не обладал большинством характеристик, которые сейчас считаются необходимыми для того, чтобы танк действительно подпадал под эту классификацию. По иронии судьбы, новый основной боевой танк, который сделал тяжелые танки ненужными в глазах армейской бюрократии США, стал источником модернизации M103A1, который был переработан с большим количеством компонентов M60, превратившись в M103A2.
Когда производство Т-10М прекратилось в 1965 году, закончился восьмилетний производственный цикл, и прошло двенадцать лет с тех пор, как оригинальный Т-10 был принят на вооружение Советской Армии. Основным фактором возможного падения Т-10 был не какой-либо конкретный изъян в его конструкции или какие-либо недостатки в его технических характеристиках. Скорее, это была комбинация различных новых разработок в танковой технике, приведшая к устареванию тяжелых танков как класса. Главной внутренней угрозой существованию Т-10М были отличные характеристики и высокая экономическая эффективность среднего танка Т-54, и эта угроза была еще более усилена появлением Т-62 с его мощной 115-мм гладкоствольной пушкой и боеприпасами APFSDS, которые были бы более эффективны против брони танков, таких как M60A1, чем любой полнокалиберный снаряд AP, тем самым сводя на нет некоторое преимущество в огневой мощи, которое Т-10М ранее имел над средними танками. Разрыв в боекомплекте осколочно-фугасных снарядов между 122-мм M62-T2 и 115-мм U-5TS также был намного меньше, чем разрыв, который существовал между ним и 100-мм D-10, что еще больше подрывало доверие к серии Т-10 как к жизнеспособному военному инструменту.
Окончательный удар по серии Т-10 и развитию советских тяжелых танков в целом был нанесен воплощением концепции основного боевого танка в Советском Союзе в виде Т-64, который был не только более мобильным, чем Т-10М, но и более тяжело бронированным и превосходил его по огневой мощи благодаря автоматически заряжаемой 115-мм гладкоствольной пушке 2А21 с высокоразвитой системой управления огнем, включавшей полностью стабилизированный оптический дальномер.
В 1961 году Совет министров отдал приказ о прекращении всех работ над тяжелыми танками, но до этого производство новых машин на базе тяжелых танков уже начало сворачиваться. Например, хорошо известная казематная САУ «Объект 268» на базе корпуса Т-10 прошла государственные испытания в конце 1950-х годов и была готова официально заменить ИСУ-152 времен Второй мировой войны, но новые тактические и технологические тенденции в бронетанковой войне не благоприятствовали этому классу машин. Переоценка концепции тяжелого танка привела к тем же выводам. Основные боевые танки не только могли выполнять все задачи, которые обычно поручались отдельно средним и тяжелым танкам, но и тактико-технические характеристики основного боевого танка превосходили танки обоих классов по всем эксплуатационным характеристикам, включая мобильность, огневую мощь и броневую защиту, оставаясь при этом в весовой категории средних танков.
Т-10М продолжали служить в качестве фронтового тяжелого танка в GSFG до конца 1976 года, после чего их начали выводить из Германии. Некоторые из них были отправлены в учебные полки, прежде чем в конечном итоге были доставлены обратно в Советский Союз. На фотографии выше показан Т-10М GSFG, сфотографированный в 1974 году. Вывод с вооружения Т-10М в 1976 году совпал с поступлением основного боевого танка Т-64А в состав GSFG в том же году, хотя некоторые подразделения были перевооружены на средние танки Т-55. Танки Т-10 всех моделей поступили на резервное хранение, и начиная с середины 1980-х годов их начали списывать, разбирать и использовать в качестве труднодоступных мишеней на артиллерийских полигонах или просто сдавать на слом. 23 сентября 1997 года был издан президентский указ об официальном снятии серии Т-10 с вооружения, а все танки, оставшиеся на хранении, было предписано утилизировать
В целом, Т-10 был малозаметным танком с хорошей броневой защитой, относительно небольшим весом, высокими характеристиками мобильности, приемлемыми помещениями для экипажа, усовершенствованной системой управления огнем и эффективным набором вооружения, имевшимся в его распоряжении. По всем показателям качества танков модель Т-10М была серьезным претендентом на звание лучшего танка своего класса в период своего расцвета.