Читая статьи на одном сайте (чтобы в очередной раз не было претензий авторов, не буду указывать что и откуда), опять увидел заявления, что наши танки 30-х годов мягко говоря бесполезны (и ставят это в вину Тухачевскому). Цитирую:
"Т-35. Парадный мастодонт, не годный ни на что, кроме парадов.
Т-37 и Т-38, плавающие танки, которые были применены за 4 года войны в одной-единственной операции. 2670 штук Т-37, 1430 штук Т-38.
БТ-7, колесно-гусеничные танки, которые как колесные не применялись. По причине элементарного отсутствия дорог. 8 249 штук всех модификаций.
Т-27, танкетки, которые негодны были даже для борьбы с бандформированиями басмачей. 3 155 штук."
Такие заявления достаточно часты, потому хочу разобрать, что так или не так с этими машинами.
Т-35 создавался как ответ на иностранные многобашенные машины (напомним, тогда мы оглядывались на Англию, как на передовую в танках страну). Тогда танкостроение стояло в своеобразном тупике, не зная, куда идти дальше. Каждая страна разрабатывала что-то самобытное, кажущееся сейчас бредом. Собственно, у нас сделали и довели до ума многобашенные машины, которые, по итогу, не смогли вписаться в постоянно меняющуюся тактику танковых войск через 10 лет после начала создания. Зато советская оборонка получила опыт создания и эксплуатации 50-тонной машины (напомню, что сейчас самый тяжёлый серийный российский танк весит 46,5 т), что позже пригодилось при создании КВ.
Плавающие танки были прежде всего разведчиками, позволявшими при наступлении форсировать реки без предварительной подготовки. Их сильно не хватало в 43 на Днепре, в Польше и Германии в 45, когда сильно выручали даже американские плавающие автомобили, не несущие брони и вооружения. Очень не хватало плавающей машины, способной самой преодолеть реку. Опыт применения плавающих танков в итоге вылился в создание всех советских плавающих БТР, БМП, БРДМ, тягачей и т.п. А что в 40-х после пары лет войны не нашлось достаточного количества танков, которые уже к началу войны выработали свой ресурс - так это уже не вина конструкторов и военных из 30-х.
Одной из причин появления колёсно-гусеничного хода стал низкий ресурс гусениц конца 20-х - начала 30-х, что могло негативно сказаться на скорости развития прорыва. А потом уже появились и надёжные гусеницы. Напомню, Т-34 вышел из колёсно-гусеничных машин и именно он в 43-45-х годах покрывал огромные расстояния во время операций. А где были БТ, которые могли в них идти на колёсном ходу, экономя ресурс гусениц? Да сгорели в 41-ом. Странный пассаж про отсутствие дорог. Где ж тогда грузы по стране возят?
С Т-27 ещё интереснее. Танкетки сами по себе представляют идею максимально дешёвого насыщения войск бронетехникой. Пик производства Т-27 пришёлся на 32-й год, когда танков у нас было очень мало. А появление хоть и убогого, но защищённого и вооружённого агрегата на поле боя, где тогда просто не было штатных противотанковых средств, могли изменить баланс сил в сторону обладателя сих танкеток.
Так стоит ли считать эту технику провальной и бесполезной? Явно нет.