Одетые в броню

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Описание танков » Ходовая часть танка Т-72


Ходовая часть танка Т-72

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

.

0

2

Ходовая часть состоит из гусеничного движителя и системы подрессоривания.

Гусеничный движитель

Гусеничный движитель – механизм, с помощью которого обеспечивается движение танка.

Кроме  того,  гусеничный  движитель  совместно  с  механизмами  поворота обеспечивает торможение, остановку и поворот танка. 
     
Наличие  гусеничного  движителя  обеспечивает  танку  небольшое  удельное давление на грунт, т. е. давление, приходящееся на 1 см2 площади опоры танка.

Это позволяет двигаться по мягким и топким грунтам (по грязи, заболоченной местности, песку и снегу), а также преодолевать большие естественные и искусственные препятствия, т. е. повышает проходимость танка (среднее удельное давление у современных средних и тяжелых танков 0,8–0,82 кг/см2, у лег-ких  танков 0,5–0,6 кг/cм2,  а  у  большинства  грузовых  автомобилей  в 4–8 раз больше).

Преимуществами  гусеничного  движителя  по  сравнению  с  колесными,  колесно-гусеничными и другими типами движителей являются простота устройства, компактность, меньшая уязвимость на поле боя, более высокие проходимость и маневренность. 

На современных быстроходных танках предпочтение отдается движителям с поддерживающими  катками,  кормовым  расположением  ведущих  колес,  со свободным ленивцем и ведущим колесом. В этом случае снижаются динамические нагрузки на узлы ходовой части и трансмиссии, уязвимость на поле боя, повышается проходимость.

На танке Т-72 установлен гусеничный движитель, состоящий из двух ведущих колес, двух гусениц, двух направляющих колес с механизмами натяжения  гусениц,  двенадцати  опорных  катков  и  шести  поддерживающих катков.

https://sun9-44.userapi.com/impg/FFhI7gXyTTd-2B-tby-a6kv8212QtdLDlF070A/Hg6p9AXLTuk.jpg?size=1280x553&quality=95&sign=bc9bdedcb8c703dac5ff09a43b00dcf4&type=album
Рис. 2.3. Гусеничный движитель танка Т-72:
 
1 – направляющее колесо с механизмом натяжения;
2 – поддерживающий  каток;
3 – гусеница;
4 – ведущее колесо;
5 – опорный каток.

https://sun9-35.userapi.com/impg/q63uoAJFP_Z10M8SNongANQFztJLPT_o29C6pQ/wukGuo7P_rY.jpg?size=1280x1131&quality=95&sign=024c82dbe559f3e8001413ab678c501f&type=album

0

3

Гусеница

На  танке  устанавливаются  гусеницы  цевочного  зацепления  с  параллельными резинометаллическими шарнирами. 

На танке устанавливаются гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ). При необходимости могут быть использованы также гусеницы с открытым шарниром, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных  венцов  ведущих  колес.  Допускается  использование  гусениц  танков  Т-54 и Т-55 с увеличенным количеством (до 97) траков.

Гусеница с резинометаллическим шарниром мелкозвенчатая, цевочного зацепления, состоит из 97 траков и такого же количества пальцев.

https://sun9-27.userapi.com/impg/_XV08OC0RMpBxYl_RiB5KuodPt8tr5szM6A73A/8Iq_akDM7c8.jpg?size=675x856&quality=95&sign=07108f478617ef5aaebe643f4f85aac8&type=album
Рис. 2.4. Трак гусеницы с резинометаллическим шарниром:

1 – трак;
2 – палец;
3 – гайка;
4 – втулка;
   а – проушина цевки;
   б – грунтозацепы; 
   в – ребра;
   г – гребень.

Трак  гусеницы  с  РМШ  представляет  собой  стальную  отливку,  имеющую гребень, семь проушин – четыре с одной и три с другой стороны. 

На наружной поверхности трака имеются ребра жесткости и грунтозацепы. Крайние проушины четырех проушиной стороны являются цевками и входят в зацепление с зубьями венцов ведущих колес. В отверстия проушин
трака  запрессованы  резинометаллические  втулки  с  шестигранным  отверстием.

Во  втулки  траков  устанавливаются  шестигранные  пальцы,  соединяющие траки между собой. На обоих концах пальца выполнена резьба для навинчивания гаек, удерживающих палец от осевых смещений. Гайки затягиваются предельным ключом (момент затяжки гаек 35–41 кгс·м).

Гусеница  с  открытым  шарниром  мелкозвенчатая,  цевочного  зацепления, состоит из 97 траков и такого же количества пальцев.

Трак гусеницы с открытым шарниром имеет два цевочных окна для зацепления с зубьями венцов ведущих колес и отверстия в проушинах для пальцев, соединяющих траки между собой.

Палец представляет собой круглый стальной стержень. С одной стороны палец имеет головку, препятствующую выходу пальца наружу. Гусеница устанавливается на танк так, чтобы головки пальцев были обращены в сторону борта. Выходу пальца из проушин препятствует пружинное кольцо, которое устанавливается между крайними проушинами соседних траков со стороны головки и входит в имеющуюся на стержне пальца проточку. Палец в случае выхода из проушины в сторону борта при перематывании гусеницы досылается в исходное положение отбойным кулаком, находящимся на крышке бортовой передачи.

Гусеницы с РМШ и гусеницы с открытым шарниром устанавливаются на  танк  так, чтобы  траки, лежащие  на  грунте,  были  обращены  четырьмя проушинами вперед.

0

4

Ведущее колесо

Ведущее колесо предназначено для передачи крутящего момента от вала бортового редуктора к гусенице и состоит из диска 5 (рис. 48) и двух венцов 1. Венцы крепятся к фланцам диска болтами 7 и гайками 2. Гайки стопорятся специальными шайбами 6. Коническая поверхность гаек сопрягается с конической поверхностью шайбы. Момент затяжки гаек 47–53 кгс·м (470–530 Нм).

https://sun9-65.userapi.com/impg/aGt5tAzJPbzDg4-cDHZ0FfoCSmsgQPMnerw6Ig/FiX2nuoP4oo.jpg?size=955x883&quality=95&sign=2a6c2f14e05bd2eee2b3b7390d263167&type=album
Рис. 48.  Ведущее  колесо:

1 – венец;
2 – гайка;
3, 4 – конусы; 
5 – диск ведущего колеса;
6 – стопорная шайба;
7 – болт;
8 – кольцо лабиринтного уплотнения; 
9 – ограничительный диск; 
10 – пробка; 
11 – зубчатая шайба.

К диску ведущего колеса приварен ограничительный диск 9, препятствующий сходу гусеницы. Со стороны бортовой передачи к диску приварено кольцо 8 лабиринтного уплотнения. 
Венцы ведущего колеса имеют по двенадцать зубьев и устанавливаются на диск так, чтобы базовые зубья, имеющие в выемке зуба отличительную метку (прилив),  располагались  один  против  другого.  Поверхности  венцов  предназначены  для  очистки  гусеницы  ото  льда (выполняют роль ледорубов).

Ведущее колесо устанавливается на валу бортового редуктора на шлицах и двух разрезных конусах 3 и 4 и закрепляется пробкой 10, которая стопорится зубчатой шайбой 11. Момент затяжки пробки 450 кгс·м (4500 Нм).
В наружном конусе 4 имеются резьбовые отверстия, предназначенные для его выпрессовки при снятии ведущего колеса.

https://sun9-68.userapi.com/impg/D_pJO6H1NSMWMVmoge0TXu5TrSIU8D0rVSsVfw/KE89AU-wVu0.jpg?size=905x860&quality=95&sign=e0e7a27596d8c367f30ca7f7a14b95fb&type=album
Ведущее колесо (доп. схема):

1 – венец;
2 – гайка;
3 – наружный конус;
4 – внутренний конус; 
5 – диск ведущего колеса;
6 – стопорная шайба;
7 – болт;
8 – кольцо лабиринта;
9 – ограничительный диск;
10 – пробка;
11 – зубчатая шайба.

Ведущие  колеса  взаимозаменяемы  между  собой  только  в  комплекте с конусами.

0

5

Опорный каток

Опорный каток предназначен для передачи силы веса танка через гусеницы на грунт.

На танке с каждого борта установлено по шесть опорных катков. В связи с несоосным расположением торсионных валов опорные катки правого борта
смещены в сторону кормы на 112 мм по отношению к каткам левого борта. Опорный  каток  двухдисковый  с  наружными  резиновыми  шинами  состоит из двух штампованных из алюминиевого сплава дисков 9 (рис. 49),
напрессованных на стальную ступицу 7 и скрепленных болтами 8 с гайками. Для защиты алюминиевых дисков от износа гребнями траков в каждый диск запрессована стальная реборда 10.

https://sun9-78.userapi.com/impg/WWUNrEWMM8UcnUzJyMC6U7aKpUwYCDUewfrolw/LYQk8oaVxIA.jpg?size=1054x868&quality=95&sign=0c401933f51381d330a9b1ea3649328f&type=album
Рис. 49. Опорный каток с элементами подвески:

1 – балансир;
2 – гайка; 
3 – шплинт;
4, 13 – крышки;
5 – шарикоподшипник;
6, 8, 12 16, 30 – болты;
7 – ступица;
9 – диск;
10 – реборда;
11 – распорная втулка;
14 – пружинные кольца;
15 – скребок;
17 – заглушка;
18 – регулировочная прокладка;
19 – втулка;
20 – шарик;
21, 23 – уплотнительные кольца;
22 – распорная втулка;
24 – обойма подшипника;
25 – игольчатый подшипник;
26 – торсионные валы;
27 – кронштейн;
28, 29 – пробки;
31 – стопорная шайба;
32 – палец;
33 – роликовый подшипник;
34 – пластинчатая пружина; 
35, 40, 44 – манжеты;
36 – крышка лабиринтного уплотнения; 
37, 38, 41 – лабиринтные кольца;
43 – проставочное кольцо;
46 – сектор.

Каток установлен на подшипниках качения. Первые и шестые опорные катки, как наиболее нагруженные, устанавливаются на шариковом 5 и двух роликовых 33 подшипниках. Остальные катки устанавливаются на одном шариковом и одном роликовом подшипниках каждый. Между шарико- и роликоподшипниками установлена распорная втулка 11. Первые и шестые опорные катки имеют выбитую на наружном диске катка отличительную метку ПЕРЕД. или метку УСИЛ.

От  осевого  смещения  опорный  каток  удерживается  гайкой 2, которая навинчивается на ось балансира и стопорится отгибным шплинтом 3. Со стороны борта ступица катка закрыта крышкой 36 лабиринтного уплотнения. Крышка крепится к ступице болтами с пружинными шайбами и уплотняется картонной прокладкой, устанавливаемой на белилах. На шейку оси балансира установлены две резиновые манжеты 35. Кромки манжет постоянно  прижимаются  к  крышке  лабиринтного  уплотнения  пластинчатыми лепестковыми пружинами 34. Крышка 36 и лабиринтное кольцо 37 образуют лабиринтное уплотнение. Лабиринтное кольцо напрессовано на ось и приварено к нему.

С наружной стороны ступица опорного катка закрыта крышкой 3. Под крышку установлена картонная прокладка на белилах. Два из шести отверстий под болты крепления крышки 3 сообщаются с внутренней полостью
ступицы и предназначены для смазки подшипников. Отличительным знаком смазочных отверстий является наличие напротив одного из них сферического прилива на диске катка. В ступицу катка заправляется пластичная смазка.

Первые и шестые опорные катки, при необходимости, разрешается устанавливать на 2, 3, 4 и 5-е подвески.

https://sun9-50.userapi.com/impg/qMdW8txQIl0sZzu44tWe0ZorvdonFtCDeZRRTA/RGK3Nyohaic.jpg?size=839x848&quality=95&sign=54e5a24305aba4ecb9d7e30370ab907d&type=album
Опорный каток (доп. схема):

1 – резиновая шина;
2 – алюминиевые диски;
3 – лабиринтное уплотнение;   
4 – распорная втулка;
5 – реборда; 
6 – роликовый подшипник;
7 – стальная ступица;
8 – шариковый подшипник; 
9 – крышка;
10 – шплинт;
11 – гайка.

0

6

Поддерживающий каток

Поддерживающие катки предназначены для поддержания верхней ветви гусеницы от провисания.

На танке установлено шесть поддерживающих катков, по три на каждом борту.

Тип катка однодисковый с внутренней амортизацией.

Поддерживающий каток состоит из ступицы 1 (рис. 50) с напрессованной резиновой шиной 2 и стальным ободом 12, кронштейна 6 и уплотнительной крышки 4. Ступица установлена на кронштейне на трех подшипниках  качения: двух  роликовых 16 и  одном  шариковом 3; подшипники крепятся  гайкой 13, которая  удерживается  от  отвертывания  стопорным болтом 15.

В кронштейне 6 выполнено радиальное отверстие а, предназначенное для подачи смазки к рабочим кромкам манжет. Крышка 4 уплотнения крепится к ступице десятью болтами 10. В крышку запрессованы на герметике три манжеты 5, кромки которых прижимаются  к  поверхности  кронштейнов  пружинными  кольцами.  В  выточку крышки  установлено  уплотнительное  резиновое  кольцо 11. Крышка 4 и лабиринтное кольцо 9 образуют лабиринтное уплотнение. Кольцо 9 напрессовано на ось кронштейна и приварено к нему.

https://sun9-82.userapi.com/impg/qTJAhoPDO8Xp5-G2uLIE8jEY_6QWmR88OmiJ1A/_70nvXCDWdI.jpg?size=920x803&quality=95&sign=408e909fed5c92e043f28bbe6860aec0&type=album
Рис. 50. Поддерживающий каток:

1 – ступица;
2 – шина; 3 – шарикоподшипник;
4 – уплотнительная крышка;
5 – манжета;
6 – кронштейн;
7 – корпус танка;
8 – крышка;
9 – лабиринтное кольцо;
10 – болт;
11 – резиновое кольцо;
12 – стальной обод;
13 – гайка;
14 – пробка; 
15 – стопорный болт;
16 – роликоподшипник;
17 – болт; 
18 – шайба;
  а – сверление.

В поддерживающий каток заправляется масло до уровня нижней кромки заправочного отверстия в ступице. Отверстие закрывается пробкой 14 с уплотнительным конусом. Момент затяжки пробки 10–12 кгс·м.

Поддерживающий каток закреплен четырьмя болтами 17 с коническим подголовником. Момент затяжки болтов 150–170 кгс·м. Под болты установлены специальные шайбы 18. Поддерживающие катки взаимозаменяемы с катками ранее выпущенных танков, для обеспечения чего во фланце кронштейна 6 изготовлено нижнее среднее отверстие.

https://sun9-68.userapi.com/impg/4DHtqX9BC8YZA_EHaLXzbgUee1Cb91xUeTHksA/L-1PUwC8aQg.jpg?size=1280x562&quality=95&sign=d3f7641e540533787d7b68b2ca62f7c1&type=album
Поддерживающий каток (доп. фото):

1 – ступица;
2 – шина;
3 – шарикоподшипник;
4 – уплотнительная крышка; 
5 – манжета;
6 – кронштейн;
7 – приварной кронштейн;
8 – крышка; 
9 – кольцо лабиринта;
10, 17 – болты;
11 – резиновое кольцо;
12 – обод; 
13 – гайка;
14 – пробка;
15 – стопорный болт;
16 – роликоподшипники; 
18 – стопорная шайба;
19 – шплинт;
  а – сверление.

0

7

Направляющее колесо

Направляющее колесо служит для удержания гусеницы в обводе при её перематывании, а вместе с механизмом натяжения – для изменения натяжения гусеницы.   

Расположение направляющих колес переднее.

Направляющее колесо (рис. 2.9) стальное, состоит из двух сваренных между собой литых дисков.

Установлено на короткой оси кривошипа на шариковом и двухрядном роликовом подшипниках. От осевых перемещений колесо крепится на кривошипе пробкой, стопорящейся болтом.

https://sun9-55.userapi.com/impg/WSr1cH7HclaK56Mz1xrtdCmND-16MvwNaNphIA/tvMWW4MO_Tk.jpg?size=732x834&quality=95&sign=9d62f6a12e15be6fe37c55419d50aff1&type=album
Рис. 2.9. Направляющее колесо и натяжной механизм:

1 – датчик спидометра;
2 – червячное колесо;
3 – червяк;
4 – стопорный винт; 
5 – диски;
6 – крышка;
7 – пробка;
8 – подшипники;
9 – кривошип.

С внутренней стороны ступица закрыта крышкой лабиринтного уплотнения.

С наружной стороны к ступице диска крепится крышка. Два из десяти резьбовых отверстий под болты крепления крышки сообщаются с внутренней полостью  ступицы.  Они  предназначены  для  смазки  подшипников  и  выполнены  в двух диаметрально расположенных утолщениях ступицы. Применяемая смазка Литол-24.

Направляющие колеса взаимозаменяемы.

0

8

Механизм натяжения гусениц

Механизм натяжения гусениц одночервячный, с глобоидальным зацеплением.  Червячная  пара  непосредственно  воспринимает  усилия,  действующие на направляющее колесо.

Механизм натяжения гусениц состоит из кривошипа 24 (рис. 51), червячного колеса 32 и червяка 31.

На оси кривошипа установлены горловина 12, распорная втулка 14 и на шлицах червячное колесо. Между торцами горловины и кривошипа установлено резиновое уплотнительное кольцо 13. Червячное колесо прижато к распорной втулке гайкой 15, застопоренной шплинтом 20.

Кривошип установлен на двух опорах. Одной опорой является посадочное  отверстие  в  кронштейне,  второй  посадочное  отверстие  в  горловине. В оба посадочных отверстия установлены латунные вкладыши 10 и 16.

Горловина крепится к кронштейну болтами. Двумя верхними болтами к горловине крепится ограничитель, который совместно с двумя приваренными к щеке кривошипа упорами ограничивает угол поворота кривошипа, что исключает выход из зацепления червяка с червячным колесом при натяжении  гусениц.  При  установке (замене)  червячного  колеса  риска  над впадиной шлицев колеса должна быть совмещена с риской на торце кривошипа, обозначенной ЛЕВ. для левого кривошипа и ПР. для правого. Опорами червяка 31 являются втулка 30, запрессованная в кронштейн 17, и опора 33, крепящаяся к кронштейну болтами 34. Червяк имеет отверстие с резьбой в нижней части, в которую ввернут винт 28 стопорения червяка. Винт стопорения уплотняется резиновым кольцом 29, установленным в выточку  червяка,  а  червяк  уплотняется  резиновым  кольцом 27, установленным в выточку кронштейна и прижатым вместе с крышкой 26 винтами к втулке 30.

https://sun9-71.userapi.com/impg/4z4gRDeH_OfIz1QfJPUE-qBzKWBoXpTZ4LzChQ/XLThs1Ae2pk.jpg?size=738x1080&quality=95&sign=c71a271a30d299f08ad999f27a934164&type=album
Рис. 51. Направляющее колесо с механизмом натяжения:

1 – пробка;
2 – палец;
3, 26 – крышки;
4, 6, 11, 34 – болты;
5 – шарикоподшипник;
7 – направляющее  колесо;
9, 27, 29 – резиновые  кольца;
10, 16 – латунные вкладыши;
12 – горловина;
13 – уплотнительное кольцо;
14 – распорная втулка;
15 – гайка;
17 – кронштейн;
18 – шплинт;
19, 30 – втулки;
20 – шплинт;
24 – кривошип;
25 – роликоподшипник;
28 – стопорный  винт червяка;
31 – червяк;
32 – червячное колесо;
33 – опора;
35 – регулировочная  прокладка; 
36 – кольцо  и крышка  лабиринтного  уплотнения; 
37 – войлочный сальник;
38, 45 – манжеты;
  б – лыска.

При  установке  кривошипа  в  кронштейн  лыска  б  червячного  колеса должна  быть  обращена  в  сторону  червяка.  После  установки  кривошипа червяк должен быть введен в зацепление с червячным колесом поворотом кривошипа и вращением червяка.

Перед  установкой  кривошипа  на  танк  во  внутреннюю  полость  крон-штейна закладывается 1–1,5 кг пластичной смазки. Натяжение и ослабление гусеницы осуществляется поворотом червяка после расстопоривания его винтом 28.

0

9

Приводы к датчику спидометра и тахогенератору

В  расточках  кривошипов  направляющих  колес  размещены  приводы к датчику спидометра и тахогенератору.

В правом кривошипе размещен тахогенератор и привод к нему, в левом привод и датчик спидометра. Каждый привод состоит из пальца 2, закрепленного в крышке направляющего колеса, гибкого вала и редуктора. Хвостовики гибких валов входят в пазы пальцев и удерживаются в разрезных гайках конусами и накидными гайками. Разрезные гайки стопорятся болтами, а накидные гайки и болты стопорными кольцами.

Редуктор с датчиком спидометра устанавливаются в расточку оси кривошипа и удерживаются от проворачивания специальными продольными пазами в кривошипе.

Редуктор с датчиком тахогенератора также устанавливается в оси кривошипа и удерживается от проворачивания штифтом.

От  осевого  перемещения  оба  редуктора  удерживаются  алюминиевой втулкой 19 и шплинтом 18. 

Вращение от направляющего колеса к датчику спидометра и к тахогенератору передается пальцами через гибкие валы и редукторы.

Для  исключения  попадания  смазки  от  подшипникового  узла  направляющего колеса во внутреннюю полость кривошипа палец уплотняется ре-зиновой манжетой 45, установленной в пробке 1.

0

10

Система подрессоривания танка Т-72

Система подрессоривания предназначена для смягчения толчков и ударов и гашения колебаний корпуса танка при движении по неровностям ме-
стности.

В систему подрессоривания входят подвески, гидравлические амортизаторы и упоры. Подвеска  индивидуальная,  торсионная.  Количество  подвесок  двенадцать. Подвеска состоит из торсионного вала и балансира в сборе. Гидравлические амортизаторы установлены на первых, вторых и шестых подвесках. К бортам корпуса танка приварены упоры для первых, вторых и шестых подвесок.

0

11

Торсионный вал

Торсионный вал 26 (см. рис. 49) является упругим элементом подвески и представляет собой стальной круглый стержень с большой и малой шлицевыми головками. В торце торсионного вала со стороны большой головки
имеется отверстие с резьбой для его снятия и установки, а также крепления крышки 13 болтом 12. Момент затяжки болта 12,5–15 кгс·м.
Торсионный  вал  шлицами  большой  головки  соединен  с  балансиром,  а шлицами малой головки с втулкой 19 балансира противоположного борта.
От  продольного  смещения  торсионный  вал  удерживается  пружинным кольцом 14 и крышкой 13. Так как один конец торсионного вала закреплен в неподвижной втулке, а другой конец в подвижном балансире, то при наезде катка на неровности и повороте балансира торсионный вал закручивается, гася энергию толчков и ударов, воздействующих на корпус танка. Торсионные  валы  левого  борта  невзаимозаменяемы  с  валами  правого борта. Поэтому на торце большой головки торсионных валов, предназначенных для установки на левый борт, имеется метка «Л», а на правый борт метка ПР.

Стержень  торсионного  вала  обмотан  изоляционной  лентой,  предохраняющей его поверхность от повреждения. В целях предохранения шестой пары торсионов от забивания грязью они закрыты специальными защитными кожухами, а на шестом правом торсионе дополнительно установлена резиновая манжета.

0

12

Балансир

Балансир в сборе представляет собой узел, состоящий из балансира 1, втулки 19, распорной втулки 22 и обоймы 24 подшипника.
Балансир стальной, штампованный. В оси балансира имеется шлицевое отверстие для закрепления большой головки торсионного вала 26.
К  балансиру  приварены  лабиринтные  кольца 37 и 38 и  скребок 15. Скребок предназначен для очистки диска опорного катка со стороны борта от грязи. В балансиры первых, вторых и шестых подвесок запрессованы пальцы 32,
предназначенные  для  соединения  их  с  гидроамортизаторами.  Балансир поворачивается во втулке 19 и обойме 24 на игольчатых подшипниках 25. От осевого перемещения балансир удерживается шариками 20.
Втулка 19 имеет  шлицевое  отверстие  для  закрепления  малой  головки торсионного вала противоположного борта. Во фланце втулки выполнены четыре отверстия под болты 30 крепления втулки к кронштейну 27 балан-
сира и два резьбовых отверстия для выпрессовки балансира. Выпрессовочные отверстия закрыты резьбовыми заглушками. Во фланец втулки запрессована заглушка 17, имеющая отверстие для выбивания торсионного вала противоположного борта в случае его поломки в процессе эксплуатации. 
С целью герметизации это отверстие закрыто резиновой пробкой. Обойма 24 подшипника закреплена на балансире проставочными коль-цами 43 и тремя секторами 46. Уплотнение подшипников осуществляется лабиринтными кольцами 38 и 41, резиновыми манжетами 40 и 44 с пла-стинчатыми пружинами и резиновыми кольцами 21 и 23. Манжеты удерживаются пружинными кольцами.
Балансир в сборе устанавливается в посадочные гнезда кронштейна 27, вваренного  в  корпус.  С  помощью  втулки 19 балансир  в  сборе  крепится 
к кронштейну четырьмя болтами 30 с коническим подголовком, которые стопорятся  специальными  шайбами 31. Нижние  передние  болты  первых
подвесок  имеют  удлиненную  головку  и  устанавливаются  с  защитными шайбами, предохраняющими головку болтов от повреждений при движении танка. Момент затяжки болтов 150–170 кгс·м.
Для обеспечения выставки катков по колее между фланцами втулки и кронштейном балансира устанавливаются регулировочные прокладки 18. На  корпусе  танка  установлены  упоры  для  первых,  вторых  и  шестых
подвесок. Упоры ограничивают  углы закрутки  торсионных  валов  и  углы поворота лопастей гидроамортизаторов. Выставка  торсионных  валов  на  угол  закрутки  при  замене  балансиров или торсионных валов производится по крестообразным меткам, нанесен-ным на упоры. Метки для выставки торсионных валов третьих, четвертых и пятых подвесок нанесены на борта. Смазка  игольчатых  подшипников  подвески  осуществляется  через  от-верстие в кронштейне балансира, закрываемое пробкой 28. В каждый балансир заправляется 120–200 г пластичной смазки. Взаимозаменяемость балансира возможна только на одном борту между
первыми, вторыми и шестыми, а также между третьими, четвертыми и пятыми подвесками. Балансиры правого и левого бортов отличаются только
установкой скребков. Балансиры первых, вторых и шестых подвесок отличаются от балансиров третьих, четвертых и пятых подвесок наличием пальцев амортизаторов и шириной шейки под роликовый подшипник на оси катка.
В случае крайней необходимости допускается установка соответствую-щих балансиров правого борта на левый и наоборот, а также установка балансиров первых, вторых и шестых подвесок вместо балансиров третьих, четвертых и пятых подвесок.

0

13

Гидравлический амортизатор

Гидравлический  амортизатор  предназначен  для  гашения  колебаний корпуса и частичного поглощения энергии толчков и ударов, действующих
на опорные катки, при движении по неровностям. На  танке  установлены  шесть  рычажно-лопастных  гидравлических амортизаторов двустороннего действия. Они установлены в соответствии с
маркировкой, набитой на рычагах: 1, 2, 3 ЛЕВ. на первую, вторую и шестую левые подвески; 1, 2 ПР. на первую и вторую правые подвески; 3 ПР.
на шестую правую подвеску. Гидроамортизатор  прикреплен  к  корпусу  четырьмя  болтами,  которые стопорятся отгибными шайбами. Момент затяжки болтов 130 кгс·м.
Гидроамортизатор состоит из корпуса 2 (рис. 52), перегородки 11, лопасти 12, рычага 7с осью и пальцем, крышки 15. Опорами лопасти служат игольчатый подшипник 14 и бронзовая втулка 6. Лопасть соединена шлицами с осью рычага, который от осевых смещений закреплен пробкой 5.

Перегородка  в  сборе  с  крышкой,  рычагом  и  лопастью  установлены  в корпус и закреплены болтами 8. Стык перегородки и корпуса уплотнен
резиновыми кольцами 9. Два  выступа  в  перегородки  и  лопасть  разделяют  внутренний  объем гидроамортизатора  на  две  пары  рабочих  камер  а  и  б.  Отверстиями   
в лопасти и оси рычага г указанные камеры попарно соединены между со-бой для выравнивания давления в них при повороте лопасти. В выступах 
перегородки  в  установлено  по  одному  клапанному  устройству,  каждое  из  которых  состоит  из  клапана 19, плунжера 21, пружины 20 и  стаканов 18 и 22. Фланец перегородки и внутренняя поверхность крышки образуют компенсационную камеру д, которая служит для сбора рабочей жидкости, перетекшей из рабочих камер  через зазоры между деталями,  и пополнения
рабочих камер жидкостью через тарельчатые клапаны 10. Стык перегородки и крышки уплотнен резиновым кольцом 16.
Уплотнение рычага гидроамортизатора обеспечивается четырьмя резиновыми манжетами 25.

Рис. 52. Устройство гидроамортизатора:

1 – винт;
2 – корпус;
3 – вкладыш;
4 – пружинное кольцо;
5, 24 – пробки;
6 – втулка;
7 – рычаг с осью;
8 – болт;
9, 13, 16 – уплотнительные кольца;
10 – тарельчатый клапан;
11 – перегородка;
12 – лопасть;
14 – игольчатый подшипник;
15 – крышка;
17 – шарик;
18 – стакан клапана;
19 – клапан;
20 – пружина;
21 – плунжер;
22 – стакан;
23 – колодка;
25 – манжета; 
  а, б – рабочие камеры;
  в – выступ перегородки;
  г – отверстие в лопасти и оси рычага;
  д – компенсационная камера.

Для уменьшения неконтролируемых перетечек между рабочими камерами  и  компенсационной  камерой  в  гидроамортизаторе  установлены  уплотняющие элементы:

– бронзовые колодки 23 в пазах лопасти;
– бронзовые вкладыши 3 в выступах перегородки;
– стальные пружинные кольца 4 на торцах лопасти;
– резиновое кольцо 13 между осью и лопастью.

Гидроамортизатор  заправлен  рабочей  жидкостью  в  количестве 2,65 л. через отверстие в корпусе, закрытое пробкой 24. Для выхода воздуха при заправке  во  фланце  перегородки  выполнено  резьбовое  отверстие,  закры-
ваемое после заправки шариком 17 и винтом 7.

Гидроамортизатор соединен с балансиром 1 (рис. 53) с помощью тяги 7 и  двух  шарниров  верхнего  и  нижнего.  Каждый  шарнир  состоит  из  двух втулок наружной 2 и внутренней 3 и деталей стопорения. Втулки шарниров взаимозаменяемы.

Рис. 53.  Шарниры гидроамортизатора:

7 – балансир;
2 – наружная втулка; 
3 – внутренняя втулка;
4 – палец рычага гидроамортизатора;
5, 8 – болты; 
6, 11 – крышки;
7 – тяга;
9 – палец балансира;
10 – шайба;
  а – отверстие.

Детали верхнего шарнира закреплены на пальце 4 рычага гидроамортизатора крышкой 6 и двумя болтами 5. Момент затяжки болтов 10–12 кгс·м.
Детали  нижнего  шарнира  закреплены  на  пальце 9 балансира  шайбой 10, крышкой 77 и двумя болтами 8. Момент затяжки болтов 6–8 кгс·м. После затяжки резьба болтов 8 расклепана через отверстия а в шайбе 10.
Тяга установлена так, что сторона без выштамповки обращена к балансиру.

0

14

Работа гидроамортизатора

При наезде на неровность опорный каток поднимается относительно корпуса танка, балансир поворачивается и через тягу поворачивает рычаг гидроамортизатора вверх (прямой ход). При перемещении опорного катка вниз относительно корпуса танка рычаг гидроамортизатора поворачивается вниз (обратный ход).
Гашение колебаний корпуса происходит под действием силы сопротивления, которая возникает за, счет трения жидкости при ее перетекании из
рабочих камер а (рис. 54) в камеры б при прямом ходе и из камер б в камеры а при обратном ходе рычага гидроамортизатора.

Рис. 54. Работа гидроамортизатора:

1 – лопасть;
2 – плунжер; 
3 – пружина;
4 – клапан;
  а, б – рабочие камеры

При прямом ходе в камерах а создается давление. При возрастании давления до 80 кгс/см2 открываются клапаны 4. При меньшем давлении жидкость в камеры б перетекает только через зазоры между деталями.
При обратном ходе давление создается в камерах б и жидкость перетекает в камеры а только через зазоры между деталями.

0

15

Регулирование натяжения гусеницы

Для натяжения (ослабления) гусеницы необходимо:

установить танк на горизонтальной (визуально) по возможности ровной и твердой площадке;
растормозить  ведущие  колеса,  сняв  педаль  остановочного  тормоза  с защелки и отпустив ее;
поднять передний откидной щиток, очистить кронштейн механизма натяжения, а также хвостовики червяка и винта от грязи;
расстопорить червяк натяжного механизма торцевым ключом с ломом, повернув шестигранную головку стопорного винта на 1–1,5 оборота против часовой стрелки;
установить торцовый ключ двойной головкой на головки винта и червяка и совместным вращением червяка и винта по ходу часовой стрелки натянуть гусеницу.

Для ослабления гусеницы надо совместно вращать червяк и винт против хода часовой стрелки.

Для проверки натяжения гусениц необходимо:

положить нить 2 (рис. 55) приспособления для замера величины провисания гусеницы на траки, расположенные над вторым и третьим поддерживающими катками (для гусениц с РМШ нить укладывать на грунтозацепы цевок траков, для гусениц с открытым шарниром нить пропускать через окна в траках и укладывать на грунтозацепы);
металлической линейкой 1 замерить расстояние от нити до грунтозацепа на цевке трака гусеницы с РМШ или до грунтозацепа трака гусеницы с
открытым шарниром примерно посередине между вторым и третьим поддерживающими катками;
продвинуть танк вперед на расстояние не менее половины его длины и вновь проверить провисание, при необходимости подтянуть гусеницы заданной величины;
застопорить червяк натяжного механизма винтом с моментом затяжки 80–100 кгс·м (усилием одного человека на плече 1,5 м).

Рис. 55. Способ изменения натяжения гусеницы:

1 – металлическая линейка;
2 – нить приспособления.

Провисание гусеницы должно быть 16–18 мм. Эксплуатация новых гусениц с РМШ первые 300 км (по спидометру) разрешается с провисанием 10–18 мм, при этом разница в провисании левой и правой гусениц допус-
кается не более 3 мм.
Провисание гусеницы с открытым шарниром при эксплуатации в условиях сыпучих грунтов и по заснеженным дорогам должно быть 22–24 мм.

При  невозможности  натяжения  гусеницы  при полностью  выведенных вперед  направляющих  колесах  необходимо  удалить  по  одному  траку  из
каждой гусеницы, при этом количество остающихся траков в левой и пра-вой гусеницах должно быть одинаковым.

В случае увода танка, мешающего его нормальному движению, допускается выравнивание длин гусениц путем взаимной перестановки необходимого количества траков из одной гусеницы в другую.

0

16

Удаление и замена трака в гусенице

Для удаления или замены трака необходимо:

пометить трак на наклонной ветви гусеницы и расположить его, перемещая  танк,  под  направляющим  или  ведущим  колесом; 
подложить  упоp (запасный трак) под опорный каток;
ослабить  натяжение  гусеницы  и  оставить  расторможенными  ведущие колеса;
установить  стяжку  для  гусеницы,  охватив  ею  соседние  с  удаляемым траки.

Стяжку устанавливать петлями 1 (рис. 56) и захватами на цевки траков  так,  чтобы  винт 2 головкой под ключ был обращен вверх;
стянуть траки, вращая винт стяжки ключом для гаек пальцев;
выбить поочередно пальцы удаляемого трака кувалдой с помощью короткого  и  длинного  стержней  для  выбивания  пальцев  и  ключа-рукоятки, предварительно  свернув  гайки  с  одной  стороны  пальцев  и  навернув  до
упора технологическую гайку для выбивания пальцев.

Рис. 56. Приспособление (стяжка) для соединения гусеницы:

1 – петли;
2 – винт.

При необходимости пользоваться приспособлением из ЭК для выпрессовки пальцев;
удалить трак и стянуть концы гусеницы до совмещения отверстий проушинах траков.

В случае возрастания усилия на рукоятке ключа при стягивании концов гусеницы необходимо ослабить и натяжение. При необходимости замены трака установить вместо удаленного новый;
соединить гусеницу конусным пальцем (при совмещении всех проушин траков допускается сразу устанавливать штатный палец);
установить штатный палец, для этого:

навернуть  на  него  гайки  для  выбивания  и  установки  пальца,  смазать графитной смазкой и забить палец в проушины траков вместо конусного до упора гайки во втулки трака (при забивании пальца поворачивать траки
в сторону схождения гребней до совмещения граней втулок), затем свернуть  технологические  и  установить  штатные  гайки,  затянуть  их  ключом  с предельным моментом 35–41 кгс·м; разница в выступании пальца гайки
не более 1,5 мм;
снять стяжку и убрать упор из-под катка;
отрегулировать натяжение гусениц.

0

17

Замена гусеницы

Для снятия гусеницы необходимо:

снять  бортовые  экраны,  если  они  установлены,  и  поднять  бортовые щитки;
ослабить гусеницу;
отвернуть  гайку  пальца  трака,  расположенного  на  наклонном  участке гусеницы под ведущим колесом, и на ее место навернуть гайку для выбивания пальцев;
выбить кувалдой палец с помощью стержня для выбивания пальцев и ключа-рукоятки,  при  необходимости  пользоваться  приспособлением  для выпрессовки пальцев, находящимся в ЭК;
стянуть верхнюю ветвь гусеницы, двигаясь на 1-й передаче до тех пор, пока передний каток не дойдет до края гусеницы.

Для наведения новой гусеницы необходимо:

расстелить гусеницу перед танком, начиная от конца снимаемой гусеницы так, чтобы траки были расположены четырьмя проушинами вперед;
наехать на 1-й передаче на гусеницу, подправляя ее ломом, пока задний опорный каток не встанет на предпоследний трак; затормозить танк и остановить  дизель;  педаль  остановочного  тормоза  установить  на  защелку;
для предотвращения скатывания танка подложить под любой каток, кроме шестого, запасный трак;
закрепить один конец троса 1 (рис. 57) для надевания гусеницы за передний  трак  с  помощью  круглого  стержня 2, другой  конец  намотать  на ступицу  ведущего  колеса 3 у  ограничительного  диска  со  стороны  борта,
сделав три-четыре витка;
пустить дизель, установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, снять педаль остановочного тормоза с защелки и, удерживая ее ногой, выжать педаль сцепления;
включить передачу заднего хода, установить рычаги поворота в конечное положение и отпустить педаль сцепления, затем педаль остановочного тормоза;
возвратить  один  рычаг  поворота (со  стороны  надеваемой  гусеницы)  в исходное положение и натягивать верхнюю ветвь гусеницы, пока тричетыре первых трака не войдут в зацепление с ведущим колесом;
надеваемый  конец  гусеницы  направлять  ломом  на  поддерживающие  катки;
свободный  конец  троса  во  время  вращения  ведущего  колеса  натягивать для создания необходимой силы трения между тросом и ступицей ведущего колеса;
поставить рычаг в конечное положение;
выжать педаль остановочного тормоза;
выжать педаль сцепления;
возвратить рычаги в исходное положение;
выключить передачу и отпустить педаль сцепления;
поставить педаль остановочного тормоза на защелку;
снять трос, отсоединив его от ведущего колеса и гусеницы;
снять педаль остановочного тормоза с защелки, выжать педаль сцепления, включить передачу заднего хода, поставить рычаги поворота в конечное положение, отпустить педаль сцепления и педаль остановочного тормоза.

Рис. 57. Установка троса для натаскивания гусеницы:

1 – трос;
2 – стержень;
3 – ведущее колесо.

Рычаг со стороны надеваемой гусеницы плавно перевести в исходное положение и натянуть, насколько возможно, верхнюю ветвь гусеницы.
Затормозить ведущее колесо, резко переведя рычаг в конечное положение, и выжать педаль остановочного тормоза;
выжать  педаль  сцепления,  перевести  рычаги  в  исходное  положение, выключить передачу, отпустить педаль сцепления.

Педаль остановочного тормоза поставить на защелку. Остановить дизель;
захватить концы гусеницы стяжкой, охватив ею возможно большее количество траков;
снять с защелки и отпустить педаль остановочного тормоза;
стянуть концы гусеницы стяжкой до совмещения отверстий в проушинах траков;
установить штатный палец (при необходимости для облегчения соединения гусеницы пользоваться конусным пальцем);
снять стяжку и убрать упор из-под опорного катка;
отрегулировать натяжение гусениц. После первых 100 км пробега на новых гусеницах проверить затяжку пальцев с наружной стороны ключом с предельным моментом.

На пальцах, гайки  которых  поддались  затяжке,  подтянуть  гайки  с  противоположной стороны.

Вторую гусеницу заменить аналогичным способом.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Одетые в броню » Описание танков » Ходовая часть танка Т-72