Одетые в броню

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Одетые в броню » Описание танков » Системы защиты от ОМП


Системы защиты от ОМП

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

2

Системы защиты от ОМП

Проведенные  в 40–50-е  гг. 20 в.  в  СССР  и  США  испытания  ядерного оружия показали, что наиболее защищенным видом вооружения от этого типа оружия являются бронированные объекты. Эти испытания стали толчком для создания систем защиты от ОМП.

Система защиты от ОМП предназначена для защиты экипажа, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри машины от ударной  волны и проникающей  радиации  ядерного  взрыва,  а  также  от  радиоактивных,  отравляющих веществ и бактериальных средств. Защита от ударной волны и проникающей радиации  ядерного  взрыва  обеспечивается  броней  и  герметизацией  машины,а также установкой внутри и снаружи машины специального материала. Защита экипажа  от  радиоактивных,  отравляющих  веществ  и  бактериальных  средств обеспечивается  герметизацией  боевого  отделения  и  отделения  управления  и создания в них избыточного давления очищенного воздуха. Одновременно система  осуществляет  световую  и  звуковую  сигнализацию,  контроль  уровня  радиации и избыточного давления внутри машины, а также контроль наличия отравляющих веществ вне машины.

Первоначально системы защиты от ОМП и системы пожаротушения выполнялись как автономные системы, именуемые «система противоатомной защиты (ПАЗ)» и «противопожарная система (ППО)». Системы имели отдельные управляющие устройства, однако ряд функциональных элементов этих систем, в частности: МОД, нагнетатель,  отдельные элементы герметизации,  были интегрированы, т. е. участвовали в функционировании обеих систем.

В последующем, по мере совершенствования и развития БТВТ были интегрированы и управляющие устройства этих систем. Коммутационная аппаратура 3ЭЦ-11, впервые установленная на объекте 432, была разработана в качестве единого управляющего устройства для систем защиты от ОМП и пожаротушения. Поскольку обе системы относятся к типу групповых (коллективных) и имеют одно управляющее устройство, стало применяться общее наименование этих систем – системы коллективной защиты (СКЗ).

3

Прибор радиационной и химической разведки «ПРХР» (изделие ГО-27)

Назначение: непрерывный контроль гамма-излучения и специальных веществ с целью защиты экипажа при:

► мощном гамма-излучении;
► гамма-излучении радиоактивно-зараженной местности с измерением мощности дозы гамма-излучения;
► появлении в воздухе паров специальных веществ.

Состав прибора (рис. 8.13):

► блок питания Б-3;
► датчик Б-2;
► пульт измерительный Б-1;
► кабели;
► трубки подвода воздуха для анализа и выброса воздуха после анализа;
► циклон, соединительные кабели.

Прибор радиационной и химической разведки «ПРХР» обеспечивает световую, звуковую сигнализацию и выдачу команд на включение исполнительных механизмов средств защиты:
 
► при наличии потока гамма-излучения, создающего мощность экспозиционной дозы установленного порога и выше (схема «А»). Время срабатывания
сигнализации не превышает 0,1 с;
► при воздействии гамма-излучения радиоактивно-зараженной местности, создающего мощность экспозиционной дозы 0,3585·10-8 А/кг (0,85 Р/ч)
и выше (схема «Р»). Время срабатывания сигнализации не превышает 10 с;
► при появлении в воздухе паров специальных веществ в концентрации установленного порога и выше (схема «О»). Время срабатывания сигнализации
не превышает 40 с.

https://sun9-5.userapi.com/impg/cfYNW3TvLhCoc4UD-U1D6jzKwRI7QM-pLTAkWw/e0tNaXMuO6c.jpg?size=781x585&quality=95&sign=b5663188761f17165d23fe755ae273e9&type=album
Рис. 8.13. Комплект ПРХР (ГО-27):

1 — газоанализатор (датчик) Б-2;
2 — трубки подвода воздуха для анализа и выброса воздуха после анализа;
3 — циклон;
4 — пульт измерительный Б-1;
5 — блок питания Б-3;
6 — соединительные кабели.

При выдаче команд «А», «Р», и «О» подается напряжение постоянного тока 27 В для управления системой герметизации машины. Прибор обеспечивает измерение мощности экспозиционной дозы гаммаизлучения в пределах от 0,2 до 150 Р/ч. Электропитание прибора осуществляется от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 В.

Измерительный пульт Б-1

Измерительный пульт Б-1 (рис. 8.14) является радиационной и сигнальной частью ПРХР.

На его передней панели расположены следующие органы управления и сигнализации:

► указатель микроамперметра, имеющий две шкалы (5 и 150 Р/ч) и цветной сектор настройки по команде «О»;
► переключатель рода работ, имеющий положения «ВЫКЛ.», «УСТ. НУЛЯ-КОНТРОЛЬ О» (настройка и проверка по «О»), «КОНТРОЛЬ Р 5 Р/ч»
(для проверки по команде «Р» и измерения радиации до 5 Р/ч), «КОНТРОЛЬ А 150 Р/ч» (для проверки по команде «А» и измерения радиации от 5 до 150 Р/ч);
► переключатель «КОМАНДЫ», имеющий положения «ВЫКЛ.» (выключено), «РА» (включает команды на исполнительные механизмы по командам «Р» и «А»), «ОРА» (включает команды на исполнительные механизмы по командам «О», «Р» и «А»);
► тумблер «включение и контроль исправности обогрева»;
► кнопка, закрываемая заглушкой, для проверки работоспособности ПРХР по командам «О», «Р» и «А» и обогрева;
► ручка потенциометра «УСТ. НУЛЯ», служащая для настройки прибора по команде «О»;
► лампа «ОБОГРЕВ», сигнализирующая об исправности системы обогрева;
► лампы «О», «Р» и «А», сигнализирующие по командам «О», «Р» и «А» соответственно;
► лампа команды «ОТКЛ.», горящая полным накалом при включении прибора и вполнакала при включении команд;
► держатели предохранителей на 5 и 4 А;
► патрон лампы подсвета шкалы рентгенметра;
► табличка с указаниями по настройке и проверке прибора.

https://sun9-60.userapi.com/impg/pHXWgmYOeP8Zr1MhO1QliNTZ75wNcj6lMGiiNw/wwoMui-zWcs.jpg?size=713x699&quality=95&sign=c3864da257a061d8fa78b8043cf6d336&type=album
Рис. 8.14. Измерительный пульт Б-1:

1 — патрон;
2, 4, 6 — сигнальные лампы «О», «Р», «А»;
3 — сигнальная лампа «ОБОГРЕВ»;
5 — сигнальная лампа «КОМАНДЫ-ОТКЛ.»;
7 — кнопка «ОРА, КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА» с заглушкой;
8 — переключатель «КОМАНДА»;
9 — предохранители на 4 и 5 А;
10 — переключатель «РОД РАБОТЫ»;
11 — ручка установки нуля;
12 — тумблер «ОБОГРЕВ ВКЛ.-КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА»;
13 — табличка;
14 — микроамперметр.

Датчик Б-2

Датчик Б-2 (рис. 8.15) является газосигнализатором и состоит из трех отсеков:

► отсека фильтра
► электрометрического отсека
► отсека микронагнетателя, закрытых крышками.

https://sun9-8.userapi.com/impg/AdPJDkFCtM-iDm5nGz-I5DyDSBTHmPX4pGBLjA/af-xXVK2Ofw.jpg?size=871x793&quality=95&sign=5478ddd2d5ecb596e473c244eb00ae6f&type=album
Рис. 8.15. Датчик Б-2:

1 — заглушка;
2 — патрон с силикагелем;
3 — отсек фильтра ПДФ;
4 — ручка «УСТ. НУЛЯ-РАБОТА»;
5 — шкала счетчика кадров ПДФ;
6 — входной ротаметр;
7 — ручка перевода кадров ПДФ;
8 — входной штуцер;
9 — регулятор расхода воздуха;
10 — крышка фильтра;
11 — выходной штуцер;
10 — резиновая трубка;
13 — отсек микронагнетателя;
14 — электрометрический отсек.

На лицевой стороне датчика расположено окно в крышке отсека фильтра для наблюдения за показаниями счетчика кадров противодымного фильтра
ПДФ, счетчик указывает количество неиспользованных кадров ПДФ (лента фильтра имеет 40 кадров). Внутри электрометрического отсека расположен
фильтр с фильтрующими элементами из поропласта и специальной ткани для очистки от пыли воздуха, забираемого из обитаемого отделения машины. Он закрыт крышкой, фиксируемой пружинной защелкой. Фильтр соединяется с микронагнетателем трубкой.

Сверху на корпусе фильтра смонтирован регулятор расхода воздуха. Под ручкой регулятора на крышке фильтра имеется стрелка, обозначенная буквами
«М» (меньше) и «Б» (больше). При вращении ручки регулятора в сторону «Б» расход прокачиваемого воздуха увеличивается, при вращении в сторону «М» -
уменьшается.

На боковой стенке датчика со стороны отсека фильтра расположены:

► входной ротаметр для определения расхода прокачиваемого через ионизационные камеры воздуха; при увеличении расхода воздуха поплавок рота-
метра поднимается, при уменьшении — опускается;
► входной штуцер, к которому подсоединяется входная трубка (трубка обогрева);
► ручка крана, имеющая два положения: вертикальное «РАБОТА», при котором воздух поступает в датчик через входной штуцер, и горизонтальное «УСТ.НУЛЯ», при котором воздух в датчик поступает через патрон с силикагелем;
► ручка лентопротяжного механизма, поворотом которой вниз до упора обеспечиваются смена кадров ПДФ и перемещения шкалы счетчика кадров; для
► перевода кадров ПДФ необходимо нажатием защелки освободить ручку;
► патрон с силикагелем, предназначенный для фильтрации воздуха при настройке датчика, то есть для установки стрелки указателя рентгенметра на середину цветного сектора (на риску условного химического нуля); входное отверстие патрона закрывается заглушкой.

Сверху на корпусе датчика расположены входной и выходной штуцера воздушного канала и крышка, под которой размещены радиоактивные источники.

Блок питания Б-3

Блок питания Б-3 (рис. 8.16) служит для преобразования напряжения бортовой сети машины в напряжения переменного и постоянного тока различных
значений (~ 6,3 В, 21 В, 200 В, = 50 В, = 390 В, = 14 В), необходимых для питания электрической схемы ПРХР.

https://sun9-48.userapi.com/impg/wf41WjsBD6uLY_ebr6myoVVgD2rkvXO9787wzA/VE-wVsZ2YW4.jpg?size=659x664&quality=95&sign=eae582733f39a1140abaafc804490c95&type=album
Рис. 8.16. Блок питания Б-3

Кроме того, в блоке питания размещены отдельные элементы схем сигнализации и выдачи команды «О», а также генератор напряжения звуковой частоты (600…1200 Гц, длительность посылки 0,3…2 с, интервал между посылками 4…20 с), служащий для формирования прерывистого звукового сигнала в ТПУ
объекта при выдаче ПРХР команд «А», «Р», «О».

Воздухозаборное устройство

Воздухозаборное устройство (ВЗУ) обеспечивает:

► забор воздуха из окружающей атмосферы;
► защиту датчика ПРХР от попадания в его воздушные каналы воды при уровне воды над ВЗУ 350 мм (при работающем ПРХР);
► очистку воздуха от пыли и выброс её наружу;
► подогрев  воздуха  до  необходимой  температуры  перед  подачей  его в датчик;
► выброс воздуха после анализа (после прохождения его через датчик) в окружающую атмосферу.

Воздухозаборное устройство (рис. 8.17) состоит из циклона, установленного в специальном стакане, броневой крышки и щитка.

https://sun9-65.userapi.com/impg/z6sbJ_Xc8i2CZp3PyI1UVEY2vn5hk3ewgk7DbQ/jAaTZmivTcI.jpg?size=914x668&quality=95&sign=dddcb2b846add96b844bee26d29cbc00&type=album
Рис. 8.17. Воздухозаборное устройство:

1 — отверстия для забора и выброса воздуха;
2 — штуцера;
3 — система каналов;
4 — нагревательный элемент.

Циклон представляет собой цилиндр с отверстиями для забора и выброса воздуха и штуцерами для подсоединения входной и выходной трубок от датчика ПРХР. Внутри циклона имеется система каналов, обеспечивающая центробежную очистку воздуха и выброс пыли, а также нагревательный элемент для
обогрева воздуха.

Стакан вварен в крышу корпуса машины и имеет отстойник для сбора воды, попавшей в заборную полость. Пробка закрывает отверстие для слива воды из отстойника (после движения машины по водогрязевой трассе и при подводном вождении).

На стакан установлена крышка с входным и выходным воздуховодами, соединенными внутри каналом а. При захлестывании волной крышки воздух из
выходного воздуховода через канал начинает поступать и во входной воздуховод, препятствуя попаданию воды внутрь. При неработающем ПРХР штуцера
входного и выходного воздуховодов закрываются резиновыми колпачками и щитком. Район входного и выходного штуцеров очищается от грязи сжатым
воздухом от системы ГПО одновременно с очисткой прибора наблюдения механика-водителя.

Принцип действия ПРХР

ПРХР имеет радиационную часть и газоанализатор (рис. 8.18). Радиационная часть прибора обеспечивает: обнаружение потока гамма-излучения, измерение его мощности, выработку команд на исполнительные механизмы системы защиты и сигнализацию.

https://sun9-64.userapi.com/impg/z5ccUEQpCsnbaJTY-IR6yugoPrlRuQTeyZurXg/d4AkJQa5b5g.jpg?size=1104x730&quality=95&sign=5457bf6ac9c53dc89241fce5afef114d&type=album
Рис. 8.18. Принцип работы ПРХР

Обнаружение мощного потока гамма-излучения при ядерном взрыве (рис. 8.18, а) осуществляется детектором — ионизационной камерой, в которой
под действием гамма-излучения возникает ионизационный ток. Этот ток усиливается в усилительном устройстве до величины, необходимой для срабатывания соответствующего реле, которое включает цепи выдачи команд «А» на исполнительные механизмы и сигнализацию.

Изменение уровня радиации производится детектором — газоразрядным счетчиком, в котором под действием слабого гамма-излучения возникает ионизационный ток. Этот ток также усиливается, срабатывает соответствующее реле, которое включает цепи выдачи команды «Р» на исполнительные механизмы
и сигнализацию.

Мощность дозы гамма-излучения измеряется рентгенметром, детектором (датчиком) которого служат четыре газоразрядных счетчика. По интенсивности
ионизации, то есть по величине ионизационного тока детекторов, измеряется мощность дозы радиоактивного излучения по шкалам указателя микроамперметра:

► по верхней шкале – до 5 Р/ч;
► по нижней шкале – до 150 Р/ч.

Газоанализатор ПРХР (рис. 8.18, б) обеспечивает обнаружение ОВ (при непрерывной прокачке через него окружающего воздуха) и выдачу команды на
исполнительные механизмы и сигнализацию. Воздух для блока Б-2 забирается снаружи машины под действием разрежения, создаваемого работающим микронагнетателем прибора. Он проходит через ВЗУ, где в циклоне очищается от пыли, подогревается и по входной обогреваемой трубке поступает в датчик.
В датчике воздух проходит через кран в положении «РАБОТА», входной рота-метр, противодымный фильтр и поступает в ионизационные камеры датчика.

Из ионизационных камер воздух попадает в микронагнетатель. Одновременно в микронагнетатель поступает воздух изнутри машины, проходя через фильтр
датчика, регулятор расхода воздуха и трубку. Из микронагнетателя по входной трубке от штуцера воздух попадает в циклон.

Создаваемая микронагнетателем эжекторная струя обеспечивает выброс пыли из циклона наружу.

Анализируемый воздух проходит через две ионизационные камеры, расположенные в датчике ПРХР, и ионизируется в них двумя источниками излучения. Через камеры проходит ионизационный ток, величина которого изменяется с появлением в воздухе ОВ. Это вызывает срабатывание электрического устройства и усиление его сигнала до необходимой величины для работы реле, которое включает цепи выдачи команды «О» на исполнительные механизмы и сигнализацию.

Для стабильной работы блока Б-2 воздух подогревается и подается туда микронагнетателем. Расход воздуха измеряется входным ротаметром.

4

Приборный комплекс управления и защиты ПКУЗ-1-2

Изделие  ПКУЗ-1-2 (приборный  комплекс  управления  и  защиты) (рис. 8.19) может устанавливаться на объекты МГ и КМ вместо прибора ГО-27.

Комплекс  предназначен  для  обнаружения  в  анализируемом  воздухе  наличия специальных веществ и выдачи сигналов системе защиты различных подвижных и стационарных объектов. Газосигнализатор обеспечивает автоматическую выдачу  световой  сигнализации  и  команд  на  исполнительные  механизмы объекта.

https://sun9-42.userapi.com/impg/IV4Wwu0IeBmIMyJv8YOvoONNVheAxlHzTrYqbA/Vq-SR0_P_Ck.jpg?size=848x491&quality=95&sign=20482cde200ee0a861456f7bfbed5a4c&type=album
Рис. 8.19. Изделие ПКУЗ-1-2

5

Исполнительные механизмы системы коллективной защиты и подачи очищенного воздуха

В  зависимости  от  конструкции  МГ  и  КМ  исполнительные  механизмы системы коллективной защиты могут иметь различную конструкцию и расположение. Исполнительные механизмы системы коллективной защиты, независимо от конструкции и назначения МГ и КМ, должны выполнять следующие функции: герметизацию обитаемого и силового отделений, остановку двигателя машины, подачу очищенного воздуха в обитаемое отделение. Рассмотрим назначение и конструкцию основных исполнительных механизмов.

6

Фильтровентиляционная установка

Фильтровентиляционная установка обеспечивает:
 
► подачу очищенного воздуха в боевое отделение и отделение управления машины и создание в них избыточного давления (подпора);
► вентиляцию указанных отделений и снижение их загазованности при стрельбе.

Фильтровентиляционная установка (рис. 8.20) состоит из нагнетателя 1, двух клапанов 2, пневматического бустера 3, дублирующего ручного привода
управления клапанами нагнетателя 4, соединительного патрубка 5, патрубка с клапаном ФВУ и механизмом его управления 6, фильтра-поглотителя 7.

Нагнетатель

Нагнетатель представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой воздуха от пыли. Он состоит из электродвигателя, на валу которого закреплены ротор и направляющий аппарат, корпуса и крышки. В крышке имеются патрубки забора воздуха и выброса пыли. На отверстия этих патрубков, выходящих на крышу корпуса машины, установлены клапаны забора воздуха и выброса пыли. Над клапанами установлена броневая защита.

https://sun9-14.userapi.com/impg/vNEcWR7SlqUBwX0R4nQ-Cvaw888GNm3C6uhLCg/fVyHeQ1G-1c.jpg?size=776x584&quality=95&sign=90a586a31aa1b12b234922f8413f9ffa&type=album
Рис. 8.20. Фильтровентиляционная установка:

1 – нагнетатель;
2 – клапаны;
3 – бустер;
4 – ручной привод управления клапанами;
5 – соединительный патрубок;
6 – патрубок с клапаном ФВУ;
7 – фильтр поглотитель.

При включении нагнетателя клапаны автоматически открываются бустером, при отключении – закрываются усилием пружин.

Бустер

Бустер служит для автоматического открытия клапанов нагнетателя при его включении и закрытия их – при выключении.

Бустер  соединен  с  рычагом  нагнетателя  трехплечим  рычагом  и  тягой. В  регулировочной  вилке  бустера  выполнен  паз  для  обеспечения  работы  аварийным ручным приводом. К одному из плеч рычага подсоединяется трос аварийного ручного привода.

Ручной аварийный привод

Ручной аварийный привод предназначен только для аварийного пуска нагнетателя с одновременным открыванием его клапанов.

Привод состоит из троса, скобы, кронштейна и рукоятки с кольцом.

Фильтр-поглотитель ФПТ-100М

Фильтр-поглотитель  ФПТ-100М  предназначен  для  очистки  подаваемого нагнетателем воздуха от отравляющих веществ, бактериальных средств и окончательной  очистки  воздуха  от  пыли,  которая  может  быть  радиоактивной.  Он размещен под нагнетателем на стеллаже и крепится лентами к стеллажу и борту корпуса через амортизаторы, фильтр подсоединяется к патрубку через фланец.

Режимы работы ФВУ

ФВУ имеет два режима работы (рис. 8.21):
 
► режим обычной вентиляции (рис. 8.21, а), при котором воздух нагнетателем подается в боевое отделение, минуя фильтр-поглотитель;
► режим фильтровентиляции (рис. 8.21, б), при котором воздух нагнетателем подается в боевое отделение через фильтр-поглотитель.

https://sun9-25.userapi.com/impg/j39udxhjsvtwYc1A_EJqfCtpdJiAMzTmAFJ-QA/q39KjH0xmR0.jpg?size=1391x585&quality=95&sign=41e2c0475651489ecc157160b9def243&type=album
Рис. 8.21. Режимы работы ФВУ:

а – режим вентиляции;
б – режим фильтровентиляции.

Режим работы ФВУ определяется положением клапана. При включенном нагнетателе и открытых его клапанах воздух по заборному патрубку увлекается в полость лопаток вращающегося ротора. При прохождении ротора находящиеся в воздухе частицы пыли центробежной силой отбрасываются к стенкам корпуса и выбрасываются вместе с частью воздуха через патрубок выброса пыли. Очищенный от пыли воздух через патрубки и фильтр-поглотитель или минуя его (в зависимости от положения клапана ФВУ) подается в боевое отделение и отделение управления машины, создавая в них избыточное давление (подпор).

7

Подпоромер

Подпоромер (рис. 8.22) служит для замера избыточного давления (подпора)  в  боевом  отделении  машины.  Он  представляет  собой  стеклянную  трубку 
с шариком. Трубка помещена в корпусе, установленном на втулке. При снятом колпачке  подпоромер  соединяется  с  атмосферой.  При  обычной  эксплуатации трубка закрыта колпачком.

Если избыточное давление в обитаемом отделении достигло 35 мм вод. ст., шарик подпоромера поднимается в трубке в верхнее положение.

https://sun9-68.userapi.com/impg/m-_yWzh1TgoriqNlcKugrO3TsBSygECExJ7irQ/3XzjSJyGztk.jpg?size=385x573&quality=95&sign=ae2cf31e297696295ce7d282f372fc92&type=album
Рис. 8.22. Подпоромер

8

Исполнительные механизмы системы защиты

Исполнительные механизмы системы защиты обеспечивают автоматическое закрытие отверстий в машине, которые в процессе эксплуатации могут быть открыты. К ним относятся:

► механизм закрывания выходных жалюзи системы охлаждения двигателя;
► механизм переключения клапана ФВУ;
► бустер привода управления клапанами нагнетателя;
► механизм остановки двигателя.

Исполнительные механизмы, за исключением бустера, по принципу действия аналогичны и отличаются только конструктивным исполнением. Каждый из них состоит (рис. 8.23) из корпуса 1, штока 2 с выточкой, подпружиненного фиксатора 3, рабочей пружины 4 и электромагнита 5.

https://sun9-13.userapi.com/impg/CV3KUerrv3Qx6aQy-hgyx3svI94UjmpxB-aJpg/aLD22o-q9AU.jpg?size=949x582&quality=95&sign=d3566e18b2f6b3ba8391640663ba494f&type=album
Рис. 8.23. Устройство привода исполнительного механизма:

1 — корпус;
2 — шток;
3 — фиксатор;
4 — пружина;
5 — электромагнит.

Из электромагнита выведен шток для ручного расстопоривания механизма. Во взведенном положении механизм удерживается фиксатором, входящим в выточку штока.

При подаче питания на электромагнит его якорь, связанный с фиксатором, выводит фиксатор из выточки на штоке, шток освобождается и под действием рабочей пружины обеспечивается закрытие соответствующего отверстия.

Следует помнить, что бустер срабатывает при давлении воздуха в воздушной системе не менее 40 кгс/см2.

9

Работа систем коллективной защиты объектов 172М, 184

Принцип действия системы защиты от ОМП по команде «А»

При ядерном взрыве под влиянием мощного потока гамма-излучения, воздействующего  на  ПРХР,  по  сигналу  этого  прибора  машина  останавливается  и герметизируется, включается фильтр-поглотитель и через 30–50 с после выдачи команды «А»  включается  нагнетатель,  который  создаёт  в  боевом  отделении  и
отделении управления машины избыточное давление очищенного воздуха.

Для обеспечения этого ПРХР выдает в аппаратуру 3ЭЦ11-3 команду «А», по которой происходит одновременно:

► срабатывание механизма остановки двигателя: прекращается подача топлива в двигатель и он останавливается;
► остановка нагнетателя и закрытие его клапанов;
► срабатывание исполнительного механизма герметизации выходных жалюзи; переключение  клапана  ФВУ  в  положение  работы  ФВУ  через  фильтр-поглотитель;
► загорание на измерительном пульте ПРХР полным накалом лампы «А»;
► загорание лампы «Ф» на пульте П11-5 аппаратуры 3ЭЦ11-3;
► выдача прерывистой звуковой сигнализации всем членам экипажа через ТПУ;
► через 30–50 с после ядерного взрыва происходит автоматическое включение нагнетателя с открытием его клапанов.

Принцип действия системы защиты от ОМП по команде «Р»

При низком уровне гамма-излучения от зараженной радиоактивными веществами местности по сигналу, выработанному ПРХР, герметизируется боевое отделение машины, включая нагнетатель, и клапан ФВУ переводится в положение,  при  котором  воздух  из  нагнетателя  проходит  через  фильтрпоглотитель.  Создается избыточное  давление (подпор)  очищенного  воздуха. При этом машина продолжает двигаться.

Для обеспечения этого ПРХР выдает в аппаратуру 3ЭЦ11-3 команду «Р», по которой происходит одновременно:

► переключение  клапана  ФВУ  в  положение  работы  ФВУ  через  фильтрпоглотитель;
► пуск нагнетателя с открытием его клапанов;
► загорание на измерительном пульте ПРХР полным накалом лампы «Р»;
► выдача прерывистой звуковой сигнализации всем членам экипажа через ТПУ;
► загорание лампы «Ф» на пульте П11-5 аппаратуры 3ЭЦ11-3;

Принцип действия системы защиты от ОМП по команде «О»

При появлении в воздухе отравляющих веществ ПРХР выдает в аппаратуру 3ЭЦ11-3 команду «О». При этом происходит срабатывание тех же исполнительных механизмов, что и по команде «Р», только вместо лампы «Р» на измерительном пульте ПРХР загорается полным накалом лампа «О».

Принцип действия системы ППО

Система ППО готова к работе при включенном выключателе батарей и переключателе «ППО-ОПВТ»  в положение «ППО».  При включении выключателя
батарей лампочки «1Б», «2Б», «3Б» на пульте П11-5 горят вполнакала и сигнализируют об исправности электрических цепей пиропатронов баллонов ППО.

При возникновении пожара в боевом отделении нагревается термодатчик, который выдаёт в аппаратуру 3ЭЦ11-3 электрический сигнал. Получив сигнал о
возникновении пожара, аппаратура 3ЭЦ11-3 выдает команды на остановку двигателя и нагнетателя, подачу огнегасящей смеси в боевое отделение и автоматическое включение вентиляции после тушения пожара.

При этом:

► срабатывает  механизм  остановки  двигателя (МОД),  который  расцепляет привод топливного насоса;
► останавливается нагнетатель и закрываются его клапаны (если он работал);
► срабатывает  пиропатрон  баллона  ППО,  обеспечивая  подачу  хладона через трубопроводы и распылители в боевое отделение;
► выдается сигнализация о пожаре в боевом отделении (загорается сиг-нальная лампа на пульте П11-5);
► выдается сигнализация о срабатывании баллона №1 (гаснет лампа 1Б на пульте П11-5).

Если пожар при срабатывании первого баллона не потушен и продолжается нагрев термодатчика, то срабатывает баллон №2 и на пульте П11-5 гаснет лампа «2Б». Если после этого продолжается нагрев термодатчика, срабатывает баллон №3 и на пульте П11-5 гаснет лампа «3Б», при этом лампа «ПО» продолжает гореть.

Если пожар потушен, то через 30–50 с после снятия сигнала от термодатчика:

► автоматически включается нагнетатель для удаления из боевого отделения продуктов горения и паров хладона;
► гаснет лампа «ПО» на пульте П11-5.

При возникновении пожара в силовом отделении система ППО работает так  же,  как  и  при  пожаре  в  боевом  отделении,  только  при  этом  огнегасящая смесь подается после полной остановки двигателя, а на пульте П11-5 загорается лампа «ЗО».

При тушении пожара нажатием кнопок «ЗО» и «ПО» на пульте П11-5 или кнопок «ППО»  на  распределительных  щитках  башни  система  ППО  работает так же, как при автоматическом тушении пожара.

10

Особенности устройства системы коллективной защиты объекта 188

Система коллективной защиты объекта 188 (рис. 8.24) включает в себя датчик системы защиты от ОМП — ПРХР (аппаратура ГО-27), аппаратуру управления исполнительными механизмами 3ЭЦ13 и исполнительные механизмы.

Конструктивно система коллективной защиты состоит:
 
► из системы противопожарного оборудования (ППО);
► системы защиты от оружия массового поражения (ОМП);
► исполнительных механизмов.
 
https://sun9-1.userapi.com/impg/wyJLBQT7mHmlLcZPSW0XPuK9XVojegd_HGejtQ/JKYY_X5U7YY.jpg?size=995x806&quality=95&sign=c5fe93ecbeb1241db20fcadd50d9aefb&type=album
Рис. 8.24. Структурная схема системы защиты от ОМП объекта 188

Исполнительные механизмы системы (рис. 8.25) включают в себя механизм закрывания выходных жалюзи системы охлаждения двигателя 1, механизм переключения клапана ФВУ 4, бустер привода управления клапанами нагнетателя 3, механизм остановки двигателя 5, стопор правого люка 2.

https://sun9-2.userapi.com/impg/qU8yB_11meZ4VrVLBwrVgy8MwejpgNo-ZE22bg/Ln8VZWSA3lE.jpg?size=832x775&quality=95&sign=1622efd1a12812a01d53793b09aff97d&type=album
Рис. 8.25. Исполнительные механизмы системы защиты объекта 188:

1 — механизм закрывания выходных жалюзи системы охлаждения двигателя;
2 — стопор правого люка;
3 — бустер привода управления клапанами нагнетателя;
4 — механизм переключения клапана ФВУ;
5 — механизм остановки двигателя.

Система ППО объекта 188 автоматическая, двухкратного действия, с автоматическим или ручным вводом в действие. Для образования огнегасящей смеси используется хладон 114В2 или 13В1.

Противопожарное оборудование (рис. 8.26) состоит из десяти оптических датчиков ОД1-1С (1), пяти термодатчиков ТД-1 (2), аппаратуры системы 3ЭЦ13 (3), двух быстродействующих баллонов обитаемого отделения (4), двух баллонов силового отделения (5), двух ручных хладоновых огнетушителей (6).

https://sun9-14.userapi.com/impg/eL5iSR7BA9UUXwI2iuAy6zKZ1aTERq_mUifHSQ/DdAM4rNJI7A.jpg?size=645x690&quality=95&sign=7395104d69e96be3d8c20673ec8971d5&type=album
Рис. 8.26. Система ППО объекта 188:

1 – оптические датчики ОД-1С;
2 – термодатчики ТД-1;
3 – аппаратура 3ЭЦ13;
4 – быстродействующие баллоны;
5 – баллоны силового отделения;
6 – ручные огнетушители.

Противопожарное  оборудование  машины  предназначено  для  тушения пожара в машине и состоит из автоматической системы ППО и ручного огнетушителя.

Техническая характеристика системы ППО объекта 188:

► тип системы ________________________________________    автоматическая, двухразового действия;
► кол-во баллонов ____________________________________    2шт .;
► тип огнегасящей жидкости ____________________________   хладон 114В2;
► аппаратура управления ______________________________    КР-40-1С;
► способ включения ___________________________________   автоматический и ручной;
► количество термодатчиков ____________________________   4 шт.

Система ППО состоит из следующих основных частей:

► двух баллонов;
► трубопроводов;
► четырех штуцеров;
► четырех термодатчиков ТД-1;
► релейной коробки КР-40-1С.

Баллоны емкостью по два литра каждый устанавливаются в носовой части  отделения  управления  на  опоре  для  крепления  рулевой  колонки.  Баллоны заполнены хладоном 114В2. Баллоны в системе ППО подключены через штуцера и накидные гайки к трубопроводам.

Трубопроводы оканчиваются наконечниками, которые расположены против термодатчиков.

Для приведения в действие системы ППО вручную помимо термодатчиков служат кнопки «1Б» и «2Б», расположенные на центральном щитке механика-водителя под опломбированными крышками.

Принцип действия системы ППО 

При включении выключателя «ВЫКЛ. БАТАР» загораются неполным накалом лампы «1Б»  и «2Б» сигнализации об исправности цепей пиропатронов
баллонов ППО.

При возникновении пожара (рис. 8.27) в силовом отделении один из термодатчиков выдает сигнал на усилитель релейной коробки КР-40-1С и подается
питание на электромагниты исполнительных механизмов:

1)  закрываются жалюзи и заслонки эжектора;
2)  срабатывает МОД;
3)  закрываются клапаны вытяжных вентиляторов десантного отделения и вытяжные вентиляторы выключаются.

Срабатывает пиропатрон первого баллона, пробойник под действием газов пробивает мембрану и хладон 114В2 по трубопроводу поступает в силовое
отделение,  распыляется  наконечниками  и  прекращает  доступ  воздуха  к  очагу пожара.

При срабатывании первого баллона лампа «1Б» гаснет.

Если пожар не ликвидирован, термопары термодатчиков вновь нагреваются,  что  вызывает  срабатывание  второго  баллона (гаснет  сигнальная  лампа
«2Б»).

При нажатии кнопки «1Б» или «2Б» через КР-40-1С подается напряжение на первый или второй пиропатрон и выдается сигнал на исполнительные меха-
низмы (закрываются жалюзи и заслонки эжектора, клапаны вытяжных вентиляторов, срабатывает МОД).

Ручной огнетушитель предназначен для тушения очагов пожара в машине, в том числе различных горючих веществ, и пожара электроустановок, находящихся под током. Для тушения горючих веществ, горение которых происходит без доступа воздуха (пластинчатый пироксилин, термит), огнетушитель не применяется.

https://sun9-23.userapi.com/impg/Tbwab-TWhBayvtPJ5-yXkG0Qu3SL7a-ZSIPQyA/Ki5Bust8cWQ.jpg?size=747x488&quality=95&sign=2ce12b18dfc1df6c20f26ac19d5b6864&type=album
Рис. 8.27. Принцип действия системы ППО объекта 188

Система защиты и обеспечения обитаемости предназначена для защиты экипажа и оборудования, находящихся внутри машины, от воздействия поражающих факторов атомного взрыва, а также от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств противника.

Кроме того, система обеспечивает вентиляцию обитаемых отделений, подогрев воздуха, подаваемого нагнетателем внутрь машины, и необходимый га-
зовый состав воздуха в зоне работы экипажа при стрельбе из штатного оружия.

Техническая характеристика системы защиты:

► тип: коллективная, обеспечивающая защиту экипажа и внутреннего оборудования танка от ударной волны, отравляющих и радиоактивных веществ;
► датчик  системы:  прибор  радиационной  и  химической  разведки (ПРХР);
► источник  создания  избыточного  давления:  фильтровентиляционная установка (ФВУ);
► исполнительные устройства системы: электромеханические;
► способ включения системы: автоматический и ручной.

В систему защиты от оружия массового поражения и обеспечения обитаемости входят:

► узлы герметизации;
► фильтровентиляционная установка с системой раздачи воздуха;
► система вытяжной вентиляции;
► отопители;
► электрооборудование системы защиты; 
► прибор ПРХР.

11

Особенности устройства системы коллективной защиты БМП-3

Система защиты от оружия массового поражения (ОМП) и обеспечения обитаемости предназначена для защиты экипажа, десантников и оборудования, находящихся внутри машины, от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, а такие для защиты экипажа и десантников от воздействия радиоактивных, отравляющих веществ и бактериологических средств.

Кроме того, система обеспечивает вентиляцию обитаемых отделений, подогрев воздуха, подаваемого нагнетателем внутрь машины, и необходимый газовый состав воздуха в зоне дыхания экипажа и десантников при стрельбе из штатного оружия.

Защита от воздействия ударной волны осуществляется путем герметизации обитаемых отделений машины.

Защита от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических средств осуществляется путем герметизации и создания избыточного
давления в обитаемых отделениях, а также за счет фильтрации воздуха, подаваемого в обитаемые отделения.

Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации внутри машины и наличие отравляющих веществ снаружи машины.

В систему защиты от ОМП и обеспечения обитаемости входят узлы герметизации, исполнительные механизмы, фильтровентиляционная установка (ФВУ) с системой раздачи воздуха, отопители, вытяжные вентиляторы, прибор ПРХР (ГО-27), релейная коробка КР40-2С.

Узлы герметизации

Герметизация машины достигается за счет уплотнений лючков, люков и дверей корпуса, шахт приборов наблюдения и прицеливания, люков башни, уплотнений шариковых опор башни, люка командира, маски блока оружия, клапанов вентиляторов отсоса газов пулеметов ПКТ в автономных установках.

Герметизация машины обеспечивается при закрытых люках, лючках, дверях, клапанах вытяжных вентиляторов. Кроме того, проникновению зараженного воздуха в различные неплотности (при установке оружия в амбразуры и т. п.) препятствует противодавление воздуха внутри машины, создаваемое ФВУ.

Исполнительные механизмы

К исполнительным механизмам относятся:

► механизм остановки двигателя (МОД);
► механизмы закрывания клапанов вентиляторов отсоса газов пулеметов ПКТ в автономных установках;
► механизм закрывания клапана клапанной коробки циркуляции воздуха в холодное время года;
► механизмы отключения приводов наведения.

Фильтровентиляционная установка

Фильтровентиляционная установка (ФВУ) предназначена для подачи во внутренний объем машины воздуха, очищенного от пыли, радиоактивных и
отравляющих веществ и бактериологических средств, для создания во внутреннем объеме машины избыточного давления (подпора). ФВУ обеспечивает вентиляцию обитаемых отделений, необходимый газовый состав воздуха в зоне дыхания экипажа при стрельбе из штатного оружия и подогрев воздуха в холодное время года.

ФВУ состоит из фильтра-поглотителя ФПТ-200М, предфильтра ПФТ-200, нагнетателя, отопителя, трассы раздачи чистого воздуха, трубопровода выброса пыли и клапанной коробки циркуляции воздуха в холодное время года.

Работа системы защиты от ОМП

По сигналу «Р» системы защиты загорится лампа «Р» на измерительном пульте ГО-27, включится нагнетатель во второй режим, загорится фонарь «ФВУ IIР» на щитке водителя и появится прерывистый звуковой сигнал в телефонах шлемофонов.

По сигналу «А» системы защиты загорится лампа «А» на измерительном пульте ГО-27, сработает МОД (остановится двигатель), выключится электропривод колпака, отключатся электродвигатели вентиляторов ПКТ в автономных установках и загорятся индикаторы «ПАЗ» на ПП-088 и ПЛ-088.

После прохождения сигнала «А» включится электропривод колпака.

При наличии в анализируемом воздухе отравляющих веществ срабатывает схема «О».

По сигналу «О» системы защиты загорится лампа «О» на измерительном пульте ГО-27, включится нагнетатель во II режим, загорится фонарь «ФВУ IIР» на щитке водителя и появится прерывистый звуковой сигнал в телефонах шлемофонов.

При отсутствии или неисправности прибора ГО-27 система защиты может приводиться в действие вручную, нажатием кнопки «А» на щитке водителя (при угрозе ядерного взрыва и высокого уровня радиации на местности) и кнопки «ОР» (при угрозе применения химического или бактериологического оружия, а также низкого уровня радиации на местности).

Противопожарное оборудование

Противопожарное оборудование машины предназначено для тушения пожара внутри и снаружи машины и состоит из самостоятельных систем:

► автоматической системы ППО в моторно-трансмиссионном отделении;
► автоматической быстродействующей системы ППО в обитаемом отделении;
► трех ручных огнетушителей ОУ-2.

Автоматическая система ППО моторно-трансмиссионного отделения

Автоматическая система ППО служит для тушения пожара в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) и состоит из двух баллонов емкостью по 1 л. каждый, трубопровода с распылителем, четырех термодатчиков ТД-1, релейной коробки КР40-2С, кнопок «1Б», «2Б» на щитке водителя и МТО на щитке ППО.

Работа системы ППО моторно-трансмиссионного отделения

При включении тумблера АБ на щитке водителя напряжение бортовой сети подается через предохранитель (Пр10 А) к лампам «1Б», «2Б». Лампы фонарей загораются, что свидетельствует об исправном состоянии пиропатронов баллонов ППО в МТО.

При возникновении пожара в МТО сигнал с термодатчиков через коробку КР40-2С поступает к пиропатрону первого баллона ППО. Пиропатрон срабатывает, поршень с пробойником, перемещаясь, прокалывает мембрану баллона и огнегасящий состав из баллона подается к распылителю.

При этом погаснет лампа 1Б на щитке водителя и сработает МОД (остановится двигатель), на щитке водителя загорится фонарь «ПОЖАР».

Если пожар не ликвидирован огнегасящим составом первого баллона, то сигнал от термодатчиков поступает к пиропатрону второго баллона. При этом гаснет лампа 2Б на щитке водителя.

При отказе в работе системы автоматического включения ППО она может быть включена вручную. Для этого нужно нажать кнопку МТО на щитке водителя или кнопку «2Б» на щитке ППО, расположенном в корме (в проеме правой двери), или кнопку «ЗО» на пульте ПП-088.

Система ППО обитаемого отделения

Противопожарное оборудование обитаемого отделения представляет собой автоматическую быстродействующую систему пожаротушения 3ЭЦ15 и предназначено для тушения пожара в обитаемом отделении. Система 3ЭЦ15 состоит из двух быстродействующих баллонов емкостью по 2 л каждый, пульта ПУ-15, восьми оптических датчиков пожара ОД-1, кнопки «БО» на щитке ППО.

Работа системы ППО обитаемого отделения

При включении тумблера «АБ», расположенного на щитке водителя, напряжение бортовой сети подается к индикаторам «ГОТОВ», «1Б», «2Б» на пульте ПУ-15.

Лампы индикаторов загораются, что свидетельствует об исправном состоянии пиропатронов баллонов ППО в обитаемом.

При возникновении повара в обитаемом отделении сигнал с оптических датчиков через пульт ПУ-15 поступает к пиропатрону первого баллона ППО. Пиропатрон срабатывает и выдает команду на ввод в действие первого баллона. При этом погаснет индикатор «1Б» и загорится лампа «ПОЖАР» на пульте ПУ-15. Если пожар не ликвидирован огнегасящим составом первого баллона, то сигнал от оптических датчиков поступает к пиропатрону второго баллона. При этом индикатор «2Б» на пульте ПУ-15 погаснет. Ручной ввод второго баллона ППО (при несработавшем или использованном первом баллоне ППО) осуществляется нажатием кнопки «2Б» на пульте ПУ-15, или «ПО» на ПП-088, или «БО» на щитке ППО.


Вы здесь » Одетые в броню » Описание танков » Системы защиты от ОМП